Всемирная история
 

Подчиненные народы

Кроме этого внешнего порядка и безопасности персидское правительство ничего не могло доставить своим подданным, но зато оно и не стесняло их: частная деятельность могла развиваться совершенно свободно, власть не была придирчива. Налоги, собираемые для содержания двора в Сузах (преимущественно натурой), были не чрезмерно велики, а если сатрапы и их окружающие наживались поборами с народа, то эти поборы, во всяком случае, не были особенно обременительными.

 

Всемирная история. Том 1. Древний мир. Иллюстрация № 130
Ежегодная церемония поднесения дани персидскому царю. Барельеф с парадной лестницы дворца в Персеполе. Маги и жители Согда приносят дары своих земель

Доказательством этого служит, между прочим, и тот факт, что огромные богатства могли наживаться в Персидском царстве и подданными не-персами. В этом смысле особенно поучителен пример лидийца Пахиоса, который предложил наследнику Дария в дар все свои денежные капиталы, состоявшие из 2 тысяч серебряных талантов и 3,5 миллионов золотых дариков, и все же мог жить безбедно, потому что у него оставалась в руках значительная собственность в виде множества рабов и обширных земельных владений. Нельзя упустить из вида и то, что при господствующей системе правления высшие сановники подвергались зоркому наблюдению и что государственные поборы, как это можно видеть на уцелевших изображениях, передавались выборными от тех или других стран самому царю, из чего следует заключить, что им не был воспрещен доступ к монарху. Возможно, что это царство, созданное по восточному образцу, еще долго бы просуществовало и процветало, держась в своих определенных границах.

 

Всемирная история. Том 1. Древний мир. Иллюстрация № 131
Персидский царь на троне, который поддерживают народы, входящие в его империю. Стела из Персеполя V в. до н. э. Верхний ряд: перс, маг, сириец, каппадокиец. Средний ряд: согдиец, индус, бактриец, вавилонянин, армянин. Нижний ряд: араб, иудей, финикиец, египтянин, эфиоп

Но лишь весьма немногие из восточных самодержцев были способны собственной волей удержаться от распространения своих владений путем завоеваний. Даже и Дарий не хотел удовольствоваться царством, которое унаследовал от своего предшественника. На одной из надписей ему прямо влагаются в уста слова: «копье персидского воина должно под моей властью проникнуть далее пределов царства», и он, как известно, уже поручил доверенным лицам ближайшее исследование прибрежья и островов, заселенных ионийцами. Его мысль, очевидно, уже стремилась туда, где — по другую сторону Эгейского моря — начинался иной, новый мир, в котором все было чуждо персам, все совсем иначе устроено… Этот мир из-за моря уже начинал вторгаться в жизнь отдаленного Востока.

 

Всемирная история. Том 1. Древний мир. Иллюстрация № 132
Оттиск с персидской печати


Страницы:  < < 68 69 70 71 72 73 74 ... 2578

 

 

 
***