Комментарий к АПК РФ

Статья 288.2. Кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства

(введена Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ)

1. Вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

3. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

Комментарий к статье

1. Применительно к обжалованию дел упрощенного производства не исключается действие общего порядка обжалования, установленного ст. 275 АПК, т.е. жалоба подается в суд кассационной инстанции через суд, принявший решение.

Так же как и для дел по иным категориям, требуется соблюдение последовательного порядка обжалования. Некоторые особенности установлены в отношении порядка рассмотрения жалобы и оснований для пересмотра судебных актов.

2. Возбуждение производства по жалобе. К кассационной жалобе на судебные акты по делам упрощенного производства предъявляются общие требования, предусмотренные в ст. 277 АПК. При подаче кассационной жалобы подлежит уплате государственная пошлина в размере 3 000 руб. (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК).

Кассационная жалоба на судебные акты по делам упрощенного производства может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (ч. 1 ст. 276 АПК).

Судья кассационной инстанции в течение пяти дней со дня поступления кассационной жалобы должен вынести одно из следующих определений:

- об оставлении кассационной жалобы без движения (ст. 280 АПК);

- о возвращении кассационной жалобы (ст. 281 АПК);

- о принятии кассационной жалобы (ст. 278 АПК).

Поскольку рассмотрение кассационной жалобы проводится без вызова лиц, участвующих в деле, постольку в определении о принятии кассационной жалобы допускается не указывать конкретное время и место проведения судебного заседания, ограничившись лишь указанием на дату, до которой кассационная жалоба будет рассмотрена.

3. Подготовка дела к рассмотрению. Поскольку по общему правилу личная явка участвующих в деле лиц не предусмотрена, то с учетом положений ст. ст. 9, 279 АПК в определении о принятии кассационной жалобы к производству суд кассационной инстанции устанавливает срок для направления отзыва на кассационную жалобу. Иные подготовительные действия (изучение материалов дела, анализ законодательства и практики его применения, изучение отзыва и т.д.) осуществляются судьей самостоятельно. Учитывая, что при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства участвующим в деле лицам обеспечивается возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа, арбитражным судам кассационной инстанции следует при рассмотрении кассационной жалобы разместить жалобу, отзыв на нее и прилагаемые к ним документы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том же режиме (п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10).

4. Особенности порядка рассмотрения кассационной жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, заключаются в следующем. Согласно п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 кассационные жалобы на указанные судебные акты рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования. В то же время законодатель предусмотрел возможность вызова в судебное заседание участвующих в деле лиц по инициативе суда. Такое решение принимается с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы при возбуждении кассационного производства (в определении о принятии кассационной жалобы) или позднее (в определении о назначении судебного заседания).

5. До 01.10.2019 основаниями для пересмотра судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства, были безусловные основания для отмены, предусмотренные в ч. 4 ст. 288 АПК. В настоящее время основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений по делам упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Полагаем, что для понимания нарушений, которые являются основанием для отмены судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, следует руководствоваться позицией КС РФ, которая была выражена в Постановлении от 05.02.2007 N 2-П применительно к основаниям для отмены судебных актов в порядке надзора в гражданском процессе <1>.

--------------------------------

<1> Текстуально те же нарушения в настоящее время являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке не только в первой кассации по делам приказного и упрощенного производства, но и во второй кассации по всем рассматриваемым Судебной коллегией ВС РФ делам.

Если кратко, то, во-первых, существенные нарушения норм материального или процессуального права соотносятся с неправильным применением норм процессуального и материального права, являющимся основанием для отмены судебных актов апелляционным или арбитражным судом округа, как часть и целое, т.е. любое существенное нарушение обладает признаками обычного нарушения, но не любое рядовое нарушение может признаваться существенным. Во-вторых, в силу разнообразия обстоятельств, подтверждающих наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права, невозможно сформулировать их закрытый перечень. В-третьих, существенность этих нарушений оценивается и признается с учетом конкретных обстоятельств дела и значимости последствий нарушений для лица, в отношении которого они допущены. В-четвертых, существенность в качестве основания для отмены или изменения судебного постановления должна оцениваться с учетом природы, предназначения и целей суда кассационной инстанции <1>.

--------------------------------

<1> Аналогичные основания для отмены или изменения судебных актов предусмотрены в ст. 291.11 АПК. См. комментарий к указанным положениям.

6. Постановление суда кассационной инстанции, вынесенное по результатам проверки судебных актов по делам упрощенного производства, может быть обжаловано в Судебную коллегию ВС РФ в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК, только в том случае, если таким постановлением отменено решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции. При оставлении судебных актов без изменения, а кассационной жалобы без удовлетворения обжалование в Судебную коллегию ВС РФ законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 291.1 АПК).

***