Комментарий к АПК РФ

Статья 256.3. Юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства, представительство

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 393-ФЗ)

1. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учетом положений Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".

2. Иностранное государство пользуется процессуальными правами и выполняет процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, в том числе правом вести свои дела в суде через представителей. Полномочия представителя иностранного государства должны быть выражены в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, с учетом требований, предусмотренных статьей 255 настоящего Кодекса.

3. Представитель иностранного государства вправе совершать от имени представляемого им иностранного государства все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством.

4. В доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством, должно быть специально оговорено право представителя этого иностранного государства на подписание отзыва на исковое заявление, признание иска, отказа от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения, предъявление встречного иска, изменение основания или предмета встречного иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), получение судебных извещений (включая копии судебных актов), обжалование судебных актов, подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также на получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Комментарий к статье

1. Часть 1 ст. 256.3 АПК содержит общее правило о предоставлении юрисдикционных иммунитетов иностранному государству, но с учетом положений ФЗ о юрисдикционных иммунитетах. Аналогичное правило закреплено и в ч. 2 ст. 1 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах, в последующих статьях которого предусмотрены исключения из иммунитета иностранного государства.

2. В ч. 2 ст. 256.3 АПК закреплено право иностранного государства участвовать в судебном процессе через представителя на основании доверенности или иного соответствующего документа. При этом закон не указывает, какие лица имеют право выступать в судебном процессе от имени иностранного государства без доверенности. Можно предположить, что к таким лицам относится глава государства или правительства. Однако возникает вопрос, может ли консул или дипломат выступать от имени иностранного государства без доверенности. Какими полномочиями (общими или специальными) будут обладать данные лица? Статья 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. <1> к числу важнейших относит такие функции консула, как защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом. Статья 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. <2> также говорит о защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Большинство ученых, исследуя проблему представления консулом иностранных граждан и интерпретируя положения данных конвенций, приходят к выводу о том, что консул вправе осуществлять защиту иностранных граждан в полном объеме без доверенности <3>. Существуют ли такие полномочия у консула или члена дипломатического представительства в отношении иностранного государства, на настоящий момент остается непонятным.

--------------------------------

<1> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 - 147.

<2> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

<3> Богуславский М.М., Рубанов А.А. Гражданско-процессуальные права иностранцев в СССР // Советский ежегодник международного права. 1959. М., 1960. С. 193 - 194; Рубанов А.А. Процессуальное положение граждан по договорам о правовой помощи // Правовое сотрудничество между социалистическими государствами. М., 1962. С. 155 - 159; Аверин Д.Д. Положение иностранцев в советском гражданском процессе. М., 1966. С. 86; Васильчикова Н.А. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Автореф. дис. ... д. ю. н. СПб., 2003. С. 19; Федоров И.В. Гражданское и арбитражное судопроизводство как предмет совместного международно-правового и внутригосударственного регулирования: Автореф. дис. ... к. ю. н. Казань, 2002. С. 25; Порохов М.Ю. Гражданско-правовые споры с участием иностранных лиц: Автореф. дис. ... к. ю. н. СПб., 2001. С. 5.

3. Часть 3 ст. 256.3 АПК закрепляет общее правило о возможности представителя совершать любые процессуальные действия от имени государства. Исключение из этого правила представляет ч. 4 ст. 256.3 АПК, где отражены специальные полномочия представителя, которые должны быть предусмотрены в доверенности или ином документе. Перечень специальных полномочий преимущественно содержит те же полномочия, что и ст. 62 АПК, однако он был расширен за счет включения таких специальных полномочий, как отказ от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения и получение судебных извещений (включая копии судебных актов).

В ст. 6 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах, которая регламентирует отказ государства от судебного иммунитета, указаны случаи, когда государство должно считаться отказавшимся от судебного иммунитета, при этом данная статья предполагает не явно выраженный отказ, а совершение иностранным государством определенных действий, которые подразумевают отказ от судебного иммунитета, - например, предъявление иностранным государством иска в суд РФ, вступление его в судебный процесс в суде РФ по существу спора в качестве лица, участвующего в деле, совершение иных действий по существу дела; заключение арбитражного или третейского соглашения о разрешении с его участием споров; предъявление встречного иска и т.д.

В свою очередь ст. 5 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах содержит нормы о явно выраженном согласии государства на осуществление юрисдикции судом РФ, что предполагает, соответственно, отказ от судебного иммунитета. Согласие может быть выражено следующими способами: в международном договоре; в письменном соглашении, не являющемся международным договором; в заявлении в суде РФ, письменном уведомлении суда РФ или письменном уведомлении, переданном Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора.

В соответствии со ст. ст. 14 и 15 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении обеспечительных мер и в отношении исполнения решения суда, если оно явно выразило согласие на принятие соответствующих мер одним из способов, предусмотренных ч. 1 ст. 5 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах.

В данной связи возникает вопрос: что именно подразумевается под таким специальным полномочием представителя иностранного государства, как отказ от иммунитета? Представляется, что отдельные процессуальные действия, перечисленные в ст. 6 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах, являются самостоятельными процессуальными действиями, которые в качестве одного из последствий имеют отказ от государственного иммунитета. Таким образом, в ч. 4 ст. 256.3 АПК следовало бы отдельно указать право представителя на совершение таких действий, как предъявление иска (не только встречного, так как иностранное государство может выступать в качестве истца), вступление его в судебный процесс в суде РФ по существу спора в качестве лица, участвующего в деле (так как иностранное государство может выступать не только в качестве истца или ответчика), заключение арбитражного или третейского соглашения о разрешении с его участием споров.

В то же время только п. 3 ч. 1 ст. 5 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах может быть применен представителем в конкретном судебном процессе как отказ от иммунитета, а именно заявление в суде РФ, письменное уведомление суда РФ или письменное уведомление, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам. Таким же образом представителем может быть выражен отказ от иммунитета в отношении обеспечительных мер и исполнения решения суда.

Таким образом, можно предположить, что под таким специальным полномочием представителя иностранного государства, как отказ от иммунитета, подразумевается именно п. 3 ч. 1 ст. 5 ФЗ о юрисдикционных иммунитетах.

***