Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
1. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 3 ст. 201 см. Постановление КС РФ от 30.03.2021 N 9-П.
3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
5. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
6. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.
7. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
8. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
9. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
Комментарий к статье
Рассмотрение дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) может быть окончено принятием:
- определения о прекращении производства по делу при наличии оснований, предусмотренных ст. 150 АПК (возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений ст. 150 АПК следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и свободы заявителя, а также других лиц, интересы которых он представляет, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления. При принятии отказа производство по делу подлежит прекращению). В частности, подлежит прекращению производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта, если в процессе рассмотрения будет установлено, что этот акт является нормативным. В то же время отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя. Окончание либо прекращение исполнительного производства само по себе не препятствует рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства");
- определения об оставлении заявления без рассмотрения по правилам гл. 17 АПК. Например, суд оставляет без рассмотрения поданное в порядке гл. 24 АПК заявление о признании незаконными решений (действий, бездействия) уполномоченного органа, принятых (совершенных) в рамках реализации его полномочий по представлению интересов Российской Федерации в деле о банкротстве (применяемых в нем процедурах), если возникающие в связи с реализацией данных полномочий споры подлежат разрешению в деле о банкротстве (п. 23 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016);
- решения по существу заявленного требования по правилам гл. 20 АПК.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, осуществляющих публичные полномочия, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительными, незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы заявителя, и об обязанности административного органа устранить нарушения прав и законных интересов или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительными. Такое решение принимается, когда оспоренный акт соответствует закону и обстоятельствам его принятия или пропущен без уважительных причин срок обращения в суд.
Решение принимается по правилам, предусмотренным гл. 20 АПК. Решение по делу должно быть мотивированным, полным, понятным, исполнимым, иметь ссылки на законы, нормативные правовые акты (в зависимости от сферы спорных правоотношений применяемые нормы права могут быть из любых отраслей права), учитывать в каких-то случаях международные договоры и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во всяком случае из решения должно ясно следовать мнение суда о проверенном ненормативном акте, решении, действиях (бездействии) с точки зрения законности и влиянии на права заявителя.
В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ, а также на обзоры судебной практики ВС РФ, утвержденные Президиумом ВС РФ. Однако не может иметь обратную силу и применено судом постановление ВС РФ, принятое после периода времени, относящегося к спору, и содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение лица, добросовестно, т.е. без каких-либо злоупотреблений, действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений (Постановление КС РФ от 28.11.2017 N 34-П).
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) должны содержаться:
- указание на признание оспоренных акта, решения, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы заявителя, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, осуществляющие публичные полномочия, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренные действия (бездействие), закон или иной нормативный правовой акт, примененный судом, либо указание на отказ в удовлетворении заявления полностью или в части;
- в случае удовлетворения заявления и необходимости принятия административным органом каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав и законных интересов либо препятствий - указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по делу об оспаривании решения, действий (бездействия) в суд и лицу, которое являлось заявителем по этому делу, в определенный срок;
- указание на распределение судебных расходов.
Со дня принятия арбитражным судом решения об оспаривании ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или его отдельные положения не подлежат применению.
Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, прокурору, в вышестоящий административный орган.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование или после рассмотрения судом апелляционной жалобы, подлежит немедленному исполнению, если судом не установлены иные сроки. Решение исполняется в порядке, предусмотренном разд. VII АПК. Выдача исполнительного листа для принудительного исполнения решения не исключается.
Обжалование судебного акта по делам этой категории осуществляется в апелляционном порядке (гл. 34 АПК), в кассационном порядке (гл. 35 АПК). Эти решения могут быть пересмотрены по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 АПК).
При определенных условиях арбитражный суд вправе вынести частное определение (ст. 188.1 АПК).