Комментарий к АПК РФ

Статья 190. Примирение сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

1. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем использования примирительных процедур по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

2. В случаях, если до обращения в арбитражный суд с требованиями об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, о взыскании обязательных платежей и санкций стороны не использовали досудебное урегулирование спора, арбитражный суд вправе при согласии организации, индивидуального предпринимателя или гражданина в целях примирения сторон и уточнения фактических обстоятельств, снятия противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов, отложить судебное разбирательство в порядке, установленном настоящим Кодексом, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.

3. Результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности:

1) признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;

2) соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;

3) частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;

4) мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.

Комментарий к статье

Одним из способов урегулирования спора является использование примирительных процедур по правилам, установленным в гл. 15 АПК. Такое урегулирование спора должно быть добровольным, законным, обоснованным, исполнимым. По своему содержанию примирение - это взаимные уступки участников спора и во многих случаях нет явных ограничений для этого. Например, по одному из дел АС Московского округа утвердил мировое соглашение, по условиям которого лицо признало факт административного правонарушения, а административный орган снизил размер административного взыскания.

Примирение сторон допускается на любой стадии рассмотрения дела в арбитражном суде. Это право разъясняется судом участникам дела, и суд способствует сторонам в реализации этого права путем информирования сторон о возможных способах урегулирования спора, предоставления временной возможности, проверки условий примирения сторон. По делам административного судопроизводства нет ограничений в отношении видов примирительных процедур, предусмотренных ст. 138.2 АПК, или результатов примирительных процедур (ст. 138.6 АПК).

По данным спорам результатами примирения сторон, которые могут содержаться в соглашении между ними, могут быть: признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей; согласие на государственную регистрацию товарного знака; мировое соглашение. В частности, предметом соглашения, заключаемого антимонопольным органом, могут быть в том числе обоснование размера доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, обоснование методики расчетов в целях определения суммы дохода, размер санкции, прекращение производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства. По налоговым спорам стороны вправе достичь соглашения по обстоятельствам хозяйственных операций, по квалификации договоров, по отсрочке уплаты налога (пени, штрафа). Аналогичный подход может быть применен по делам об административных правонарушениях. Административный орган, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных ему нормативными правовыми актами, регулирующими его деятельность, и вправе действовать только в своей компетенции. Например, исходя из публично-правовой природы налога, административного наказания, предметом соглашения по налоговым спорам, делам об административных правонарушениях не может являться изменение последствий правонарушения по сравнению с тем, как такие последствия определены законом. В частности, предметом такого соглашения не могут являться вопросы о снижении применимой налоговой ставки, об изменении правил исчисления пеней, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды.

***