§ 3. Процедура третейского разбирательства
В отличие от рассмотрения дел в государственных судах процедура третейского разбирательства обычно отличается большей гибкостью и неформальным характером, позволяя ее адаптацию в соответствии с пожеланиями сторон. Ее существенные элементы, такие как место и сроки третейского разбирательства, особенности доказывания и проведения слушаний дела, согласуются сторонами либо, при отсутствии таких договоренностей, определяются составом арбитража с соблюдением основных гарантий справедливой судебной процедуры. При этом арбитражная процедура предусматривает ряд специфических действий и этапов, характерных только для третейского разбирательства, включая формирование третейского суда и решение им вопроса о собственной компетенции.
1. Формирование состава третейского суда
Первичной процедурой арбитража является формирование состава третейского суда на основании соглашения сторон, закона и применимых правил разбирательства.
Известны следующие способы формирования состава третейского суда:
- назначение (избрание) арбитров сторонами;
- назначение (избрание) арбитров другими арбитрами;
- назначение арбитров арбитражными учреждениями или организациями, при которых они созданы;
- назначение арбитров государственными судами.
Стороны свободны в выборе арбитров и вправе согласовать по своему усмотрению процедуру их избрания (назначения), учитывая при этом существующие законодательные ограничения (ст. 11 Закона об арбитраже; ст. 11 Закона о МКА). Число арбитров, входящих в состав третейского суда, также определяется сторонами по их усмотрению, но должно быть в любом случае нечетным. Если стороны не согласовали число арбитров, то назначается три арбитра (ст. 10 Закона об арбитраже; ст. 10 Закона о МКА). В определенных ситуациях, когда формирование третейского суда в согласованном сторонами порядке оказывается заблокированным, по просьбе любой из сторон назначение арбитров производится государственным судом, если иное не предусмотрено прямым соглашением сторон администрируемого арбитража.
Действующее законодательство вводит минимальные требования к арбитрам, их личности и квалификации (ст. 11 Закона об арбитраже; ст. 11 Закона о МКА). Общими условиями для избрания (назначения) физического лица в качестве арбитра для внутренних арбитражей являются:
- полная дееспособность;
- возраст не менее 25 лет;
- независимость от сторон арбитража;
- отсутствие заинтересованности в исходе дела;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости;
- отсутствие легальных запретов, связанных с должностным статусом или осуществлением публичных функций.
Кроме того, арбитр, рассматривающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, а при коллегиальном рассмотрении оно должно быть у председателя или, по договоренности сторон, у одного из арбитров, входящих в состав третейского суда.
Дополнительные требования к квалификации арбитров определены законом для формирования постоянно действующими арбитражными учреждениями рекомендованных списков арбитров. Как минимум половина арбитров в списке должны иметь ученую степень по определенной научной специальности и не менее половины арбитров - обладать как минимум 10-летним опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве судей третейского или государственного суда (ст. 47 Закона об арбитраже).
2. Определение компетенции третейского суда
На подготовительной стадии разбирательства третейский суд решает вопрос о наличии у него компетенции в отношении переданного ему сторонами спора. Для этого он, с одной стороны, отталкивается от содержания арбитражного соглашения и согласованных правил третейского разбирательства, а с другой - исходит из установленных законодательством ограничений на передачу отдельных категорий дел в арбитраж. Это позволяет ему в итоге ответить на вопрос о допустимости передачи спора на разрешение третейского суда, так называемой арбитрабельности спора. При этом в соответствии с принципом "компетенции-компетенции" третейский суд вправе принять специальное постановление о наличии и объеме своих полномочий, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения (ст. 16 Закона об арбитраже; ст. 16 Закона о МКА).
По общему правилу в третейский суд могут передаваться экономические споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, подведомственные арбитражным судам, при наличии между сторонами действительного арбитражного соглашения. Дополнительной характеристикой споров, передаваемых на рассмотрение международных коммерческих арбитражей, является также тесная связь спорного материального правоотношения с иностранным правопорядком. Как следствие, не допускается передача на рассмотрение третейского суда или международного коммерческого арбитража споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, дел особого производства. Закон также исключает арбитрабельность ряда споров ввиду особой значимости или специфики отношений, из которых они возникли, или вследствие наличия публичного интереса.
Не могут рассматриваться в третейском суде подведомственные арбитражным судам:
- дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
- дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- дела о несостоятельности (банкротстве);
- дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
- дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- отдельные виды корпоративных споров (предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК);
- споры о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;
- споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам.
3. Рассмотрение спора и принятие решения третейским судом
По решению третейского суда разбирательство дела по существу может проходить в форме устных слушаний или только на основании документов и иных доказательств, представленных сторонами. При этом по просьбе любой из них состав арбитража проводит устное слушание дела, если стороны прямо не исключили такую возможность своим соглашением. С согласия сторон возможно проведение слушания дела в режиме видеоконференции.
Стороны заблаговременно уведомляются о заседании третейского суда способом, обеспечивающим фиксацию такого уведомления. Неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, равно как непредставление ими документов или иных материалов без уважительных причин, не препятствует проведению разбирательства и принятию решения третейским судом.
В ходе разбирательства состав третейского суда создает необходимые условия для установления действительных отношений сторон на основе представленных ими доказательств. При этом каждой стороне обеспечиваются равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав. Стороны должны быть заранее ознакомлены с аргументами, доказательствами и иными материалами друг друга, представленными в третейский суд. Разбирательство дела может быть временно остановлено по инициативе сторон или третейского суда, если в этом имеется необходимость.
При проведении устного слушания дела обычно ведется протокол. Заседание третейского суда проходит, как правило, за закрытыми дверями.
Решение третейского суда принимается после завершения разбирательства в сроки, не превышающие общего срока арбитража, согласованного сторонами или установленного регламентом. При коллегиальном рассмотрении дела арбитражное решение принимается большинством арбитров, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Решение третейского суда изготавливается в письменной форме и подписывается всеми арбитрами. В отношении решения третейского суда допускается исправление описок, опечаток, арифметических ошибок, его разъяснение составом арбитров, его принявшим, а также принятие дополнительного решения.
Решение третейского суда является окончательным и обжалованию в общем порядке не подлежит. Как справедливо отмечает С.А. Курочкин, окончательность арбитражного решения означает невозможность его пересмотра по существу, недопустимость перерешения дела, уже рассмотренного третейским судом. Поэтому проверка законности и обоснованности юрисдикционных актов третейского суда в апелляционном, кассационном или надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам исключается. Контроль за качеством разрешения споров третейскими судами приобретает особые формы, основанные на процедурах оспаривания решения третейского суда и выдачи исполнительного листа на его принудительное исполнение.
<< НАЗАД || ОГЛАВЛЕНИЕ || ВПЕРЕД >>