§ 6. Рассмотрение арбитражными судами дел о взыскании обязательных платежей и санкций
1. Компетенция арбитражных судов по делам о взыскании обязательных платежей и санкций
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Правоотношения по уплате обязательных платежей основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - уполномоченному органу, действующему от имени государства, - принадлежит властное полномочие, а другой - плательщику - обязанность повиновения. Требование государственного органа и обязательство по уплате обязательного платежа следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером обязательного платежа, государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения обязательного платежа, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер обязательств. Вследствие этого споры данной категории дел находятся в рамках публичного, а не гражданского права.
Предполагается, что публичные обязанности исполняются добровольно и самостоятельно. В силу тех или иных причин такая обязанность может быть не исполнена в полном объеме и в установленный срок. В этом случае исполнение публичных обязанностей, к которым также относится полная и своевременная уплата налогов и других обязательных платежей, обеспечивается действиями административных органов, применением ответственности. Взыскание обязательного платежа не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Еще одним способом понуждения к выполнению обязанности по уплате обязательных платежей относится взыскание этих платежей с гражданина или юридического лица по решению суда. Такой способ дает еще и возможность судебного контроля за соблюдением прав граждан, организаций в этих правоотношениях.
К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды, уплачиваемые в порядке и на условиях, которые определены законодательством Российской Федерации.
В качестве примеров обязательных платежей можно назвать:
- налоги, сборы, предусмотренные ст. ст. 13 - 15 НК;
- страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование ;
- обязательные страховые взносы страхователей на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;
- таможенные платежи, предусмотренные ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза ;
- другие платежи, подлежащие уплате в силу закона за использование тех или иных общегосударственных ресурсов (таковых насчитывают более 80: например, плата за радиочастотный спектр ; плата за негативное воздействие на окружающую среду ; плата за проезд ; экологический и утилизационный сборы и др.).
Как уже отмечалось, административные органы обладают большими возможностями по получению с плательщика обязательного платежа. Вместе с тем в современном законодательстве названы случаи, при которых органы, наделенные функцией контроля за уплатой обязательных платежей, вправе взыскать задолженность по обязательным платежам, санкциям, пени в судебном порядке.
В частности, такое правило в отношении задолженности физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК в части налогов, сборов, пеней этого физического лица. В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей такой судебный порядок взыскания предусмотрен п. 2 ст. 45, ст. 47 НК, ст. 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Аналогичные правила предусмотрены для взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты различных страховых взносов и других платежей. Во всех случаях судебный порядок допустим, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Рассмотрение такой категории дел в суде первой инстанции осуществляется арбитражными судами субъектов РФ по требованиям к организациям, индивидуальным предпринимателям в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела этой категории, если указанный в заявлении общий размер подлежащих взысканию обязательных платежей и санкций не превышает 100 тыс. руб., подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (гл. 29.1 АПК), если их размер составляет от 100 тыс. до 200 тыс. руб. - в порядке упрощенного производства (гл. 29 АПК).
2. Требования к заявлению по делам этой категории
Обязательные платежи с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей взыскиваются (ст. ст. 45 - 48 НК):
- с лицевых счетов организаций, если сумма недоимки превышает 5 млн руб.;
- с некоторых видов организаций, если недоимка по акту налоговой проверки числится более трех месяцев;
- с организаций или индивидуальных предпринимателей, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
- с организации и индивидуальных предпринимателей, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- если не реализована процедура взыскания налога (сбора), взноса за счет имущества плательщика - организации или индивидуального предпринимателя;
- в других предусмотренных законом случаях.
Во всех случаях для обращения в суд требуется факт неисполнения требования заявителя об уплате задолженности в добровольном порядке или факт пропуска указанного в требовании срока уплаты.
Заявление подается в суд по месту жительства предпринимателя или по месту нахождения организации.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательного платежа, пени обладают только те государственные органы, органы местного самоуправления, которые наделены федеральным законом функцией контроля за уплатой обязательных платежей. В частности, к таким органам относятся: налоговые и таможенные органы, органы Пенсионного фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, некоторые контрольные органы. С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переходит налоговым органам. Кроме того, в ведение Министерства финансов РФ переданы таможенные органы.
По ряду обязательных платежей законодательством предусмотрены сроки обращения с заявлением в суд. Например, в силу ч. 3 ст. 48 НК заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. В случае если налоговым органом не реализована процедура взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, п. 1 ст. 47 НК предусмотрен двухлетний срок для обращения в суд, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Законодателем могут быть предусмотрены и иные специальные сроки для обращения в суд контрольных органов.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Факт пропуска срока или отказ в его восстановлении служит основанием для отказа в удовлетворении заявления. Во всяком случае обстоятельства пропуска срока подлежат выяснению судом (ст. 214 АПК).
Заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями ч. 1, п. п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК и подписано руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа, от имени которого подано заявление.
Помимо общих требований, в заявлении по данной категории дел должны быть указаны:
- наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
- положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;
- сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; сведения о действиях по взысканию обязательного платежа;
- размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, включая копию направленного истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на представителя; документы, предусмотренные ст. 126 АПК.
Судья возвращает заявление в случаях, предусмотренных ст. 129 АПК; оставляет заявление без движения по правилам ст. 128 АПК. При определенных обстоятельствах подлежит применению ст. 127.1 АПК.
Соответствующее по форме и содержанию заявление принимается судьей к производству, о чем выносится определение.
По ходатайству заявителя суд может принять обеспечительные меры в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК. Суд вправе наложить арест на имущество ответчика в размере, не превышающем объем заявленных требований.
Являются нередкими случаи, когда в рамках этого дела заявляются и рассматриваются встречные требования о признании недействительным решения контрольного органа о взыскании обязательного платежа, пени, санкции.
3. Особенности судебного разбирательства по делам этой категории
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК.
Дела рассматриваются судьей единолично в срок не более трех месяцев со дня подачи соответствующего заявления, включая время на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения (ст. 215 АПК).
В порядке подготовки к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, обстоятельства, необходимые для разрешения спора, нормативные правовые акты, подлежащие применению. Суд принимает меры к примирению сторон (гл. 15 АПК).
Извещение сторон производится судом в порядке, предусмотренном гл. 12 АПК.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 215 АПК).
Помимо изложенного, суду необходимо проверить процедуру действий контрольного органа по взысканию платежа, санкций; срок давности и другие обстоятельства при взыскании санкций.
Следует уделить внимание распределению бремени доказывания. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Вместе с тем ответчик не освобождается от доказывания обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии обязанности по уплате обязательного платежа.
При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
В процессе судебного разбирательства рассмотрение дел может быть приостановлено (гл. 17 АПК), отложено (ст. 158 АПК).
Рассмотрение дела по существу оканчивается принятием определения о прекращении производства по делу (гл. 18 АПК), об оставлении заявления без рассмотрения (гл. 17 АПК) или принятием решения по существу спора.
Решение суда по данной категории споров должно соответствовать требованиям гл. 20, ст. 216 АПК.
При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны в соответствии со ст. 216 АПК:
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; наименование организации, сведения о ее государственной регистрации, местонахождении; ИНН;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности, пени и санкций;
3) указание на распределение судебных расходов.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке по правилам, предусмотренным разд. VI АПК.
Исполняются решения по этой категории дел по общим правилам.
<< НАЗАД || ОГЛАВЛЕНИЕ || ВПЕРЕД >>