Арбитражный процесс
Фрагменты учебника предоставляются в ознакомительных и образовательных целях.

§ 3. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

1. Характеристика ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц в аспекте судебного контроля

Решения, действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (административные органы) являются формой реализации их полномочий. Такие решения, действия адресованы конкретному гражданину, организации, иному лицу и могут иметь разрешительный, запретительный, предостерегающий и принудительный характер. Эти решения, действия могут быть как ответом на обращения гражданина, организации, так и совершаться административным органом инициативно, в порядке реализации требований нормативных правовых актов. Они обязательны для исполнения в отношении того лица, которое поименовано в акте или в отношении которого совершены административным органом действия (бездействие). Решения, действия по своему содержанию не отвечают признакам, свойственным нормативным правовым актам, например, относится к ненормативному акту акт органа местного самоуправления, определяющий гарантирующую организацию услуг водоснабжения и (или) водоотведения, так как адресован этой организации.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, приказ о проведении проверки, предупреждение о прекращении действий (бездействия) и др. ).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу закона и правоприменительной практики относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение уполномоченным лицом обращения заявителя и др.

Круг разрешаемых вопросов, по которым принимаются акты, осуществляются действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, очень обширен. Данные вопросы могут находиться в сфере, к примеру, налоговых, таможенных, земельных, транспортных, строительных, коммунальных, потребительских, торговых, исполнительного производства и других правоотношений. При этом не являются предметом судебного контроля документы, принимаемые административными органами в ходе осуществления своих полномочий и фиксирующие те или иные обстоятельства (акт проверки и т.п.), при условии, что в таких документах нет властного распоряжения.

В названных отношениях административный орган и гражданин, организация находятся в отношениях субординации, т.е. власти со стороны административного органа и подчинения со стороны соответствующего лица. В целях разрешения возможного конфликта в таких правоотношениях, защиты нарушенных прав сначала законодательство СССР, затем современное законодательство ввело судебный контроль в форме специального порядка рассмотрения судом возникающих споров.

Некоторые вопросы практики рассмотрения таких споров обобщены Верховным Судом РФ в Постановлении от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

2. Компетенция арбитражных судов по рассмотрению дел этой категории

Данную категорию споров в качестве судов первой инстанции рассматривают:

- Верховный Суд РФ - дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;

- арбитражные суды субъектов РФ - дела об оспаривании решений и действий (бездействия), ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- Суд по интеллектуальным правам - дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения; об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий; о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными.

Критерии подведомственности этой категории дел арбитражным судам являются общими: участниками спора являются административный орган, предприниматели и организации, права которых затронуты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом, КАС рассмотрение некоторых дел может быть отнесено к компетенции других судов. Например, компетенция судов по оспариванию постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прямо разграничена между арбитражными судами и судами общей юрисдикции ст. 128 Закона об исполнительном производстве. Напротив, некоторые дела, например по обжалованию решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, подлежат рассмотрению только в арбитражном суде (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

По некоторым категориям рассматриваемых дел перед обращением в суд обязательно соблюдение досудебного порядка. Например, ст. 138 НК предусмотрено обязательное апелляционное обжалование решений налогового органа по результатам проверок налогоплательщиков в вышестоящий налоговый орган как условие для последующего судебного обжалования этого решения. Обсуждается вопрос о законодательном введении такого порядка по антимонопольным, таможенным и другим делам.

В рассматриваемом порядке могут быть оспорены и представления прокурора.

3. Требования к заявлению при обращении в арбитражный суд по делам этой категории

Правом обращения в арбитражные суды, в том числе в Суд по интеллектуальным правам, по данной категории дел обладают:

- предприниматели, организации, если нарушаются их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются на них какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- органы государственной власти, органы местного самоуправления;

- прокурор;

- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ (ст. 53.1 АПК).

Заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, судебному приставу-исполнителю подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

По общему правилу заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть поданы в суд в трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК).

Однако в отдельных случаях законом может быть предусмотрен иной срок для обращения в суд, например:

- заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия или дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если лицо не извещалось о времени и месте совершения действий (ст. 122 Закона об исполнительном производстве);

- заявление об обжаловании решения Банка России об уменьшении размера уставного капитала кредитной организации может быть подано в суд в течение 30 дней (ч. 4 ст. 189.50 Закона о банкротстве);

- заявление об обжаловании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть подано в суд кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации);

- заявление об обжаловании решения Банка России об аннулировании лицензии негосударственного пенсионного фонда и (или) решения о назначении временной администрации может быть подано в суд в течение 30 дней (ст. 7.2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" );

- заявление об обжаловании решения Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций может быть подано в суд в течение 30 дней (ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" );

- заявление об обжаловании решения об изъятии недвижимого имущества может быть подано в суд в течение двух месяцев со дня его принятия (п. 19 ст. 9 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ).

Срок на подачу в суд заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц начинает течь с момента получения заявителем копии решения вышестоящего таможенного органа, которому подано заявление по обжалованию в досудебном порядке.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Причины пропуска срока выясняются судом в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Если ненормативный акт, действия (бездействие) обжалованы в вышестоящий административный орган и соответствующий ответ не дан в установленный срок, то такое обстоятельство можно отнести к уважительным причинам пропуска срока обращения в арбитражный суд в отношении этого акта, действия (бездействия). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также отказ в восстановлении пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Форма заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям, предусмотренным ст. 125 АПК.

В соответствии со ст. 199 АПК в заявлении по данной категории споров, помимо сведений, предусмотренных ч. 1, подп. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК, должны быть указаны:

- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

- наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

- сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

- иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

- сведения о правах, свободах и законных интересах заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или иными лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

- законы, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

- сведения о невозможности приложения к заявлению каких-либо документов, которые должны быть приложены к заявлению, и соответствующие ходатайства;

- сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

- требование о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, помимо документов, прилагаемых к заявлению по общему правилу в соответствии со ст. 126 АПК, прилагается также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом заявлении.

По делам данной категории в качестве меры предварительной защиты предусмотрено право суда приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к заявителю, или приостановить совершение в отношении заявителя оспариваемого действия (ч. 3 ст. 199 АПК).

Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя.

Принятие судом мер предварительной защиты само по себе не предрешает результат рассмотрения по делу.

АПК не предусматривает дополнительных оснований для возвращения или оставления без движения заявления по данной категорий споров, помимо соответствующих общих оснований, предусмотренных для исковых заявлений вне зависимости от категории спора (ст. ст. 128, 129 АПК). При определенных обстоятельствах подлежит применению ст. 127.1 АПК.

При возвращении или оставлении без движения заявления, отказе в его принятии суд выносит соответствующее определение.

Суд может объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько находящихся в производстве суда дел об оспаривании одного и того же решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том числе в случае, если такие решение, действие (бездействие) оспариваются в различных частях и (или) несколькими заявителями.

При соответствии заявления требованиям по форме и содержанию судья принимает заявление к производству, о чем выносит определение (ст. 127 АПК).

4. Порядок рассмотрения дела

Подготовка дела данной категории к судебному разбирательству производится по правилам, предусмотренным гл. 14 АПК, и должна обеспечивать выявление всех лиц, участвующих в деле, установление всех обстоятельств, необходимых для правильного рассмотрения спора, круга нормативных актов, подлежащих применению.

Суд наделен правом истребовать необходимые документы по своей инициативе (ч. 6 ст. 200 АПК).

При рассмотрении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя арбитражный суд вправе в этом же деле рассмотреть вопрос о приостановлении исполнительного производства.

Помимо заявителя, в делах данной категории участвуют лицо, чье решение, действия, бездействие оспариваются, орган, в котором исполняет обязанности соответствующее должностное лицо, судебный пристав при оспаривании его решений, действий (бездействия), другая сторона исполнительного производства по этому делу. В зависимости от содержания спора в деле могут участвовать и иные лица, например прокурор, подразделение службы судебных приставов, вышестоящий административный орган.

В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности:

- соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом;

- соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления.

В случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, к участию в деле привлекается его правопреемник или орган, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод. Если к моменту рассмотрения заявления лицо, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, уже не является должностным лицом, решается вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.

Извещение лиц, участвующих в деле, осуществляется с учетом требований гл. 12 АПК.

По делам данной категории допускается примирение сторон путем взаимных уступок в порядке, предусмотренном гл. 15 АПК.

Дела этой категории рассматриваются в суде первой инстанции судьей единолично (кроме дел, рассматриваемых Судом по интеллектуальным правам).

Как и по другим категориям дел, лица могут участвовать в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. Данная возможность предусмотрена ст. 153.1 АПК для случаев, когда лицо, участвующее в деле, не может лично присутствовать в судебном заседании в рассматривающем дело суде. Суд разрешает данный вопрос по ходатайству лица, о чем выносит соответствующее определение.

При рассмотрении спора по существу суд проверяет оспоренные решения (действия, бездействие) как по формальным признакам (полномочия лица, порядок принятия, сроки и т.п.), так и на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Суд проверяет законность решения, действия (бездействия) только в оспоренной части и в отношении лица, которое обратилось в суд, или лиц, в отношении которых подано заявление.

Суд не связан доводами и основаниями, содержащимися в заявлении, и при рассмотрении дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должен установить:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление. Так, по одному из дел прокурор с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга граждан обратился в суд с заявлением о признании недействующим распоряжения государственного органа о пешеходном движении на мосту. Суд удовлетворил заявление, признав обоснованными доводы прокурора о том, что оспоренное распоряжение не учитывает требования транспортной безопасности, антитеррористических требований, а также противоречит Градостроительному кодексу РФ, поскольку соответствующие выделенные полосы для пешеходного движения граждан по мосту не предусмотрены проектом строительства моста;

- соблюдены ли сроки обращения в суд ;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. В ряде случаев властное предписание не может быть выдано без предварительной проверки, что само по себе влечет признание такого предписания недействительным;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Бремя доказывания распределяется в соответствии со ст. 200 АПК и предусматривает обязанности по доказыванию обстоятельств заявителем и органом. При этом лицо, обратившееся в суд, должно доказать:

- нарушены ли его права, свободы и законные интересы или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд.

На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказать:

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В процессе судебного разбирательства суд вправе приостановить производство по делу (гл. 16 АПК), отложить судебное разбирательство (в случаях, предусмотренных ст. 158 АПК).

5. Особенности судебных актов по делам этой категории

Рассмотрение дела об оспаривании решения, действия (бездействия) может быть окончено принятием:

- определения о прекращении производства по делу при наличии оснований, предусмотренных ст. 150 АПК. Одним из специальных оснований для прекращения производства по делу является наступление двух условий: отмена оспоренного акта и прекращение нарушения им прав и свобод истца. Наступили ли названные условия, устанавливает суд. По одному из дел суд прекратил производство по делу, установив, что оспоренный акт не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении заявителя (общее основание). Возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений ст. 150 АПК следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и свободы заявителя, а также других лиц, интересы которых он представляет, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления. При принятии отказа производство по делу подлежит прекращению;

- определения об оставлении заявления без рассмотрения по правилам гл. 17 АПК;

- решения по существу заявленного требования по правилам гл. 20 АПК.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений (ст. 200 АПК):

- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя, и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее заявление;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Такое решение принимается, когда оспоренный акт соответствует закону и обстоятельствам его принятия.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

- указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия) либо указание на отказ в удовлетворении заявления;

- в случае удовлетворения заявления и необходимости принятия ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов либо препятствий - указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось заявителем по этому делу, в определенный срок;

- указание на распределение судебных расходов;

- указание на порядок и срок обжалования решения суда;

- сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по заявлению.

По решениям об удовлетворении требований орган, организация, должностное лицо обязаны устранить допущенные нарушения, восстановить нарушенное право в установленный судом срок и сообщить об этом суду, гражданину, в организацию. Суды осуществляют контроль за поступлением таких сведений в суд и при их отсутствии направляют в орган или лицу запрос, касающийся исполнения судебного решения.

Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, по правилам ч. 9 ст. 201 АПК. Со дня принятия решения арбитражным судом об оспаривании ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или его отдельные положения не подлежат применению.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование или после рассмотрения судом апелляционной жалобы, подлежит немедленному исполнению, если судом не установлены иные сроки.

Исполнение решения производится в порядке, предусмотренном разд. VII АПК.

Обжалование судебного акта по делам этой категории осуществляется в апелляционном порядке (гл. 34 АПК), в кассационном порядке (гл. 35 АПК). Эти решения могут быть пересмотрены по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 АПК). Упрощенное производство по делам данной категории допускается по правилам гл. 29 АПК.

При контроле за законностью ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) административных органов, должностных лиц является значительной роль судов.

<< НАЗАД  ||  ОГЛАВЛЕНИЕ  ||  ВПЕРЕД >>

Использованы фрагменты книги: "Арбитражный процесс: Учебник" (7-е издание, переработанное и дополненное) (отв. ред. В.В. Ярков) ("Статут", 2017)