Земельное право

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Основания прекращения права частной собственности на земельные участки

Прекращение права частной собственности на земельный участок - это совокупность юридических и фактических действий, а также событий, совершаемых собственником или органом публичной власти, с которыми законодательство связывает утрату права собственности лица на земельный участок, в результате чего данное право либо перестает существовать вообще, либо возникает у другого субъекта земельных правоотношений.

Земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю:

  • ‒ отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;
  • ‒ отказ собственника от права собственности на земельный участок;
  • ‒ принудительное изъятие земельного участка у собственника.

Таким образом, основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные.

Отдельно следует выделить случаи, когда утрата нрава собственности происходит по объективным причинам, например, в случае смерти собственника либо "гибели" земельного участка, например, затопление в результате возведения плотины гидроэлектростанции.

Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам

В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, а также специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка).

Собственник может совершать такие сделки по отчуждению участка:

  • ‒ продажа;
  • ‒ дарение;
  • ‒ мена;
  • ‒ рента;
  • ‒ внесение земельных участков в уставный капитал организации.

Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки - завещания.

Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных земельным кодексом правил ограничения оборотоспособности земель.

Отказ собственника от права собственности на земельный участок

Собственник может отказаться от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи заявления о своем отказе в орган регистрации прав (Росреестр).

Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

Принудительное прекращение права собственности как санкция за земельное правонарушение

Статья 6 федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает возможность изъятия земельного участка. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством РФ;

Участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности па земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ устанавливаются Правительством РФ.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по вышеуказанным основаниям может осуществляться при условии неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. В случае же неустранения этих правонарушений, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения этих материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием.

В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием орган исполнительной власти субъекта РФ в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Статья 53 ЗК РФ регламентирует условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком правообладатель должен подать соответствующее заявление.

Заявление об отказе от права подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, ведающий вопросами землеустройства на своей территории.

К заявлению гражданина прилагается копия документа, удостоверяющего личность. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Статья 6 федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает возможность изъятия земельного участка. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком

При отказе от права пожизненного наследуемого владения земельным участком правообладатель должен подать соответствующее заявление.

Заявление об отказе от права подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, ведающий вопросами землеустройства на своей территории.

К заявлению гражданина прилагается копия документа, удостоверяющего личность. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Статья 6 федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает возможность изъятия земельного участка. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения участком из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Прекращение права аренды земельного участка

Статья 6 федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает возможность изъятия земельного участка. Принудительное прекращение права аренды участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Прекращение сервитута земельного участка

Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.

Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.

Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.

Частный может отменяться в связи с:

  • Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
  • Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.

Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.

Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке. При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества. Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.

Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.

Независимо от разновидности сервитута, в случае несогласия одной из сторон с его отменой, процесс может быть совершен при проведении судебных заседаний. Основания для его прекращения не меняются в любом случае.

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:

  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГН. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.

2. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:

  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Прекращение права безвозмездного срочного пользования земельным участком

Статья 6 федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает возможность изъятия земельного участка. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Контрольные вопросы

1) Что является основаниями прекращения прав на землю.

2) В каких случаях допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

3) Назовите случаи, когда право на участок прекращается по воле собственника.

4) Что произойдет с участком, если собственник откажется от прав на него.

5) Каков механизм реквизиции земельного участка.

6) Какие права у правообладателя в случае, если его земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд.

7) Что представляет из себя конфискация земельного участка.

8) С какого момента право на участок считается прекращенным.

9) Перечислите основания для прекращения договора аренды земельных участков.

10) Прекращается ли право на участок в случае залога участка.