Земельное право

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Общая характеристика способов приобретения права частной собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами

Субъективное право собственности на землю возникает в порядке, установленном в законе, и зависит от формы земельной собственности.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Основанием возникновения права собственности на землю граждан и их объединений могут быть административно-правовые акты и сделки по поводу земли.

К административно-правовым актам индивидуального значения относятся решения:

  • ‒ о предоставлении земли в общую совместную или общую долевую собственность сельскохозяйственных предприятий при их реорганизации и приватизации;
  • ‒ передаче бесплатно земельных участков в индивидуальную собственность граждан для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства и других целей, указанных в законе;
  • ‒ перерегистрации земельных участков, ранее предоставленных в пользование граждан им собственность.

Сделками по поводу земли являются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей. В отношении земельных участков действуют общие гражданско-правовые положения о порядке заключения сделок, об условиях действительности сделок и последствиях их недействительности и др.

Среди сделок с земельными участками можно назвать следующие виды: купля-продажа; ипотека (залог); аренда; дарение; мена; рента и некоторые иные сделки.

Право собственности возникает также в случаях внесения земельных участков в уставный капитал организации и при переходе прав на земельные участки по наследству.

Права на земельные участки и слеки с учасками подлежат государственной регистрации. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В Земельном кодексе (ст. 25) сделана специальная оговорка о том, что не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Всегда надо помнить, рассматривая сделку с земельным участком, о перечне изъятых из оборота, либо ограниченных в обороте участках.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • ‒ государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
  • ‒ зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
  • ‒ зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • ‒ объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • ‒ объектами организаций органов государственной охраны;
  • ‒ объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • ‒ объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • ‒ объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • ‒ воинскими и гражданскими захоронениями;
  • ‒ инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  • ‒ в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • ‒ из состава земель лесного фонда;
  • ‒ в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • ‒ занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • ‒ предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  • ‒ в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • ‒ предназначенные для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
  • ‒ занятые объектами космической инфраструктуры;
  • ‒ расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • ‒ предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • ‒ загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • ‒ расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • ‒ в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Переоформление (приватизация) земельных участков

Приватизация является особым основанием возникновения права собственности на землю, объединяющим в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ земельный участок, как и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передан в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ устанавливает следующие правила приватизации земель.

1) Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Более общий принцип сформулирован в ЗК РФ: при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Определение площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, зависит от предельных минимальных размеров для соответствующего вида разрешенного использования земельного участка, устанавливаемых законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Таким образом, не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

2) Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

  • находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
  • занимаемых вышеуказанными объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

3) Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Важное значение имеет то, что договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4) При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

5) Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

6) Отчуждению (приватизации) не подлежат земельные участки в составе земель:

  • лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
  • зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития;
  • не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельное законодательство содержит ряд специальных норм, регулирующих особые случаи приватизации земельных участков:

  • а) выкуп земельных участков под объектами недвижимости;
  • б) упрощенный порядок приватизации земельных участков, предоставленных гражданам в период до введения в действие Земельного кодекса РФ ("дачная амнистия");
  • в) приватизация путем переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на право собственности.

Переход права на земельный участок при переходе права собственности на объект недвижимого имущества

Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество (в том числе и недвижимое) может быть приобретено по сделке об отчуждении этого имущества лицом, являющимся собственником.

На основании ст. 35 Земельного кодекса РФ покупатель, приобретая в собственность недвижимое имущество, вправе приобрести в собственность ту часть земельного участка, на которой данное имущество расположено и которая необходима для его использования. Данный механизм также установлен ст. 273 и п. 1 ст. 552 ГК РФ, в соответствии с которыми по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Таким образом, по общему правилу отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается. Сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.

Из данного правила установлены следующие изъятия:

  • отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка, допускается без одновременного отчуждения земельного участка;
  • отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение;
  • отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота, допускается без одновременного отчуждения земельного участка;
  • отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

В силу части 2 ст. 35 ЗК РФ площадь земельного участка, необходимая для использования здания, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно

Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ в Земельный кодексв ведена статья 39.5.

Данная статья определяет, что участок, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно перейдет в собственность гражданину или юридическому лицу на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления:

  • 1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
  • 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
  • 3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;
  • 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
    (Участок был предоставлен в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем шесть лет.)
  • 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
    (Участок был предоставлен в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет.)
  • 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
  • 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
  • 8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
  • 9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • 10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
  • 11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов

Статья 39.3 Земельного кодекса перечисляет случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Без проведения торгов осуществляется продажа:

  • 1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4;
  • 1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
  • 2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
  • 3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
  • 4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
  • 5) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ;
  • 6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ;
  • 7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ;
  • 8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
  • 9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
  • 10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ;
  • 11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приобретение земельного участка на торгах в форме аукциона

Покупка земельного участка является выгодным вложением средств, поскольку в дальнейшем он может быть использован для различных целей: строительства, ведения сельского хозяйства, отдыха и т. п. Наиболее выгодным и дешевым способом получения земли является приобретение ее у государственного или муниципального органа.

Однако для этого претендентам практически во всех случаях придется пройти процедуру участия в торгах, в ходе которых и будет определен покупатель.

Порядок и правила проведения торгов закреплены на законодательном уровне, а именно в Земельном кодексе РФ.

В частности, этому вопросу посвящены отдельные статьи данного нормативно-правового документа — ст. 39.11 – 39.17 ЗК РФ.

Именно в соответствии с положениями этих статей и осуществляется регулирование порядка проведения торгов по продаже земельных участков.

Кроме этого, правовое регулирование осуществляется отдельным документом — Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Данные правила утверждены Постановлением правительства РФ от 11.11.2002 г. №808 и ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.

Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности проводится в электронной форме. Аукцион не проводится в электронной форме в случаях, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.

Что касается дальнейшего заключения договора купли-продажи, то это происходит уже в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Основным документом при этом является Гражданский кодекс, в частности, § 7 главы 30 "Продажа недвижимости".

Понятие и виды аукциона

Аукцион по продаже земельного участка представляет собой процедуру, в ходе которой данный объект выставляется на продажу для множества претендентов. Побеждает при этом тот из них, кто предложит за него самую большую цену.

По способу проведения и кругу участников торги могут быть разделены на два основных вида - открытые, либо закрытые:

Открытые аукционы

В этом случае мероприятие проводится без какого-либо ограничения по численности участников или их категории. При этом предложение о проведении торгов размещается в общем доступе и распространяется на всех возможных претендентов. Единственное ограничение, которое допускается в этом случае, это ограничение по численности участников, что обычно связано с их квалификационными характеристиками.

Некоторые различия при этом есть и во время установления цены. В частности, в данном случае заявки на цену подаются открыто, без каких-либо защитных мер.

Поэтому все участники могут знать ставки своих соперников и, при необходимости, перебивать их, предлагая большую цену.

Закрытые аукционы

В этом случае круг потенциальных участников весьма ограничен не только по численности, но и по определенным характеристикам, которые могут быть связаны с особенностями законодательства или условиями аукциона.

Что касается способа подачи заявлений о цене, то это делается с определенными ограничениями. В частности, ставки участников подаются в закрытых конвертах, и никто из них не знает о предложениях от других претендентов.

Несмотря на наличие определенных ограничений при проведении закрытых торгов, информация о них все равно должна поступать в средства массовой информации. Причем оповещение должно быть опубликовано как перед началом этого мероприятия, так и после его окончания, для оглашения результатов.

Однако наиболее предпочтительной и справедливой формой проведения аукциона является открытая, поскольку с ее помощью максимально обеспечиваются равные права для всех участников.

В идеале именно такая форма и должна использоваться при продаже государственных и муниципальных земельных участков .

Порядок проведения аукциона

Принятие решения об организации и проведении процедуры торгов находится в компетенции уполномоченных на это органов государственной или муниципальной власти, в собственности которых и находится конкретный участок земли. При этом приниматься данное решение может как по инициативе этого органа, так и на основании письменных обращений граждан или юридических лиц.

В обобщенном виде порядок проведения аукциона на продажу земельного участка выглядит следующим образом:

Публикация извещения о начале торгов

Делается это в средствах массовой информации минимум 30 дней до начала аукциона. В частности, извещение необходимо опубликовать в периодическом издании (газете или журнале) того региона, где продается земля. Также допускается информирование при помощи официального сайта местного органа власти, который является продавцом.

Прием заявок от претендентов

Для получения права на участие в аукционе они должны в установленный срок подать следующий пакет документов:

  • заявка на участие (заполняется в соответствии с установленной формой, которая указывается в извещении);
  • копии удостоверяющих личность документов (требуются в том случае, если претендентом выступает гражданин);
  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (необходима для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц соответственно);
  • документы, которые подтверждают внесение задатка (стоит учитывать, что это считается оформлением соглашения о задатке);
  • заверенный в соответствии с требованиями российского законодательства перевод на русский язык бумаг, которые подтверждают государственную регистрацию юридического лица (если заявителем является иностранное юрлицо).

Стоит учесть, что организатор аукциона не имеет права требовать от претендентов предоставления других документов, кроме обозначенных выше.

Крайний срок подачи всех бумаг — за пять дней до начала аукциона. Документальное закрепление поданных заявок осуществляется в специальном журнале.

Рассмотрение заявок

На этом этапе проверяются такие моменты:

  • наличие у претендента всех необходимых документов;
  • его соответствие предъявляемым требованием;
  • установление факта поступления задатка.

В результате проверки либо принимается решение о допуске тех или иных претендентов к участию, либо об отказе для них в этом.

Те участники, которые были допущены к аукциону, заносятся в протокол. Не позднее дня после подписания этого документа всем претендентам, которые подавали заявки, должны быть направлены извещения с закрепленным там решением о том, прошли или не прошли они процедуру отбора.

Проведение торгов

Они проводятся в то время и в том месте, которые ранее были указаны в извещении.

В начале мероприятия проводящее его лицо (аукционист) оглашает наиболее важную информацию, а именно:

  • наименование предмета продажи;
  • его основные характеристики;
  • начальную цену;
  • «шаг аукциона».

После этого все участники получают пронумерованные билеты. Эти билет желающие могут поднимать каждый раз для увеличения цены участка (либо начальной, либо уже повышенной другими претендентами).

При этом цена будет повышаться на величину шага аукциона.

Стоит учесть, что организатор аукциона не имеет права требовать от претендентов предоставления других документов, кроме обозначенных выше.

Если после очередного повышения не будет претендентов, готовых еще больше поднять цену, аукционист должен произнести ее три раза. В том случае, если после этого никто так и не поднимет билет, победителем торгов будет признан тот участник, который делал это последним.

Оформление результатов

Делается это при помощи протокола, в который заносятся сведения о победителе аукциона, а также о других существенных условиях сделки (в частности, о цене). Далее именно этот документ будет являться главным основанием для заключения договора купли-продажи.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами аукциона — его победителем и организатором. Один экземпляр после этого остается у организатора, второй передается победителю.

Публикация в СМИ информации о результатах аукциона

Делается это в тех же источниках, в которых ранее публиковалось извещение о проведении мероприятия.

Заключение договора купли-продажи

Он оформляется в соответствии с теми существенными условиями (то есть ценой ипредметом), которые были оговорены ранее. Стоит учесть, что для подписания договора у сторон есть четко обозначенный срок — максимум пять дней с момента окончания торгов.

Помимо заключения договора купли-продажи с победителем, у организатора есть определенные обязательства и перед другими участниками. В частности, он должен вернуть им всю сумму внесенного задатка, необходимого для участия в аукционе.

Делается это на расчетный счет, который обязательно должен быть указан при подаче заявок претендентами.

Для этого также есть установленный срок — три дня после оформления протокола с результатами торгов.

Правила организации и проведения  аукциона

При организации и проведении аукциона обе стороны (и организатор, и участники) должны учитывать некоторые правила и условия:

1. Объектом продажи может быть только такой участок, который прошел процедуру установленную законодательством процедуру государственного кадастрового учета. При этом в отношении земли должны быть определены данные по ее разрешенному использованию, а также быть подключенными все необходимые для конкретного участка коммуникации.

2. Продавец земли (то есть государственный орган исполнительной власти) определяет такие параметры мероприятия:

  • начальную стоимость объекта;
  • величину задатка, который должны внести участники;
  • существенные условия договора купли-продажи.

При этом стоит учитывать, что начальная стоимость объекта определяется с учетом положений законодательства РФ об оценочной деятельности.

3. Организатор торгов определяет следующие условия этого мероприятия:

  • дату, время и место;
  • порядок проведения;
  • срок и форму подачи заявок;
  • порядок внесения задатка и его возврата;
  • шаг аукциона.

Последний показатель представляет собой величину возможного повышения цены участка за один раз. Обычно его размер находится в пределах 1-5% от первоначальной стоимости продаваемого объекта, установленной продавцом.

Основания для отмены торгов

В некоторых случаях процедура продажи земельного участка может быть отменена, а торги признаны несостоявшимися.

В частности, это может произойти в таких случаях:

  • заявку на участие в данном мероприятии подали менее двух претендентов;
  • во время проведения открытого по форме подачи заявлений о цене аукциона ни один из его участников после троекратного объявления первоначальной стоимости участка не поднял билет для ее повышения;
  • во время проведения закрытого по форме подачи заявлений мероприятия ни один из его участников не был признан победителем согласно решению организатора;
  • победитель торгов отказался от подписания протокола с его результатами или же от последующего заключения на этом основании договора купли-продажи.

Еще раз стоит отметить, что для заключения договора в законодательстве предусмотрен специальный срок. Он составляет 5 дней с момента подписания протокола о результатах торгов.

После окончания данного срока право по оформление договора купли-продажи теряется.

Данный реестр недобросовестных застройщиков поможет вам избежать неприятностей с недвижимостью.

Продажа доли вашего ребенка очень сложное дело которое стоит проводить только в крайнем случае! Наша статья подробно рассказывает о данной процедуре.

Какую ответственность несет застройщик который не соблюдает сроки постройки? По ссылке есть вся информация по данной теме.

Когда возможна продажа участка без торгов?

В некоторых случаях претенденты могут получить право на покупку участка и без проведения процедуры торгов.

В частности, это возможно в таких случаях, перечисленных в законодательстве:

  • если на участке находится объект недвижимости, принадлежащий претенденту на правах собственности (согласно ст. 36 ЗК РФ);
  • земля предоставляется для целей, которые не связаны со строительством (в соответствии со ст. 34 ЗК РФ);
  • с момента заключения договора аренды участка, предназначенного для сельскохозяйственных целей, прошло более трех лет (в соответствии со ст. 22 ЗК РФ);
  • участок предоставляется особым категориям граждан (например, инвалидам или многодетным семьям);
  • земля была предоставлена гражданам для ведения ЛПХ или ИЖС.

Кроме этого, в законодательстве выделяется и ряд других случаев, когда процедура торгов не является обязательной. Также сюда относятся ситуации, когда для участия в аукционе была подана всего одна заявка.

В этом случае договор купли-продажи заключается с этим единственным претендентом за начальную цену, установленную продавцом.

Однако это происходит только при условии, что он и поданные им документы соответствуют всем предъявляемым требованиям.

Для многих граждан получение государственной или муниципальной земли является выгодной сделкой, ведь стоимость недвижимости при этом существенно отличается от рыночной. Основная сложность в этом случае состоит в особенностях процедуры торгов на право покупки такого участка — попасть на это мероприятие очень непросто, а выиграть его еще сложнее, ведь для этого претендент должен соответствовать множеству требований.

Подробнее читать:

 

Контрольные вопросы

1) Назовите способы приобретения прав на землю.

2) Что является основаниями возникновения прав на землю.

3) Возможна ли мена земельного участка.

4) В чем суть дарения земельного участка.

5) Опишите порядок заключения договора аренды земельного участка.

6) Назовите общие особенности совершения сделок с земельными участками.

7) Если один участок находится в собственности у нескольких лиц, какие варианты общей собственности возможно предположить.

8) В каком учреждении осуществляется государственная регистрация сделок с земельными участками.

9) Какие документы удостоверяют право лица на конкретный участок.