Земельное право

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

Понятие и структура земель водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (ст. 102 ЗК РФ).

В составе земель водного фонжа можно выделить:

  • земли, званятые водными объектами;
  • земли водоохранных объектов, зоны и округа санитарной охраны водных объектов;
  • земли, занятые гидротехническими и иными водохозяйственными сооружениями и их эксплуатирующими организациями.

Как следует из сг. 1 Водного кодекса РФ, водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В системе законодательства Российской Федерации имеются законы, содержащие нормы, регулирующие водные отношения наряду с регулированием иных общественных отношений. К таким законам относятся:

  • Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации",
  • Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации",
  • Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"
  • и некоторые другие.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (ст. 5 ВК РФ).

Для нас особый интерес представляет рассмотрение именно поверхностных водных объектов, которые согласно п. 3 ст. 5 ВК РФ состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Большая часть водных объектов находится в федеральной собственности (ст. 8 ВК РФ).

В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц могут находиться лишь пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности.

Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруды и обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Земли водного фонда — это вторая категория земель, в отношении которой законодателем делается отступление от принципа подчиненности правовому режиму земельного участка всего того, что находится над и под ним. Это сделано в интересах обеспечения функционирования водного объекта как природного объекта и составной части окружающей среды.

Если исходить из буквальной трактовки положений ст. 102 ЗК РФ, то может возникнуть искаженное мнение, будто преобладающая часть земель водного фонда занята водными объектами.

Официальная статистика свидетельствует: общая площадь земель под водой в пределах границ Российской Федерации составляет 71,7 млн га.

 Вместе с тем значительные земельные территории, занятые водой (земли под водой), отнесены к категории земель

  • лесного фонда (18,1 млн га, или 25,2 %),
  • сельскохозяйственного назначения (13,2 млн га, или 18,4 %),
  • запаса (10 млн га, или 14 %),
  • особо охраняемых территорий (1,7 млн га, или 2,4 %).

Значительный удельный вес под водой составляют земли, отнесенные к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для космической деятельности, обороны и безопасности и иного специального назначения (0,9 млн га, или 0,8 %).

В общем составе земель, занятых водными объектами, земли водного фонда занимают 37,9 % и составляют площадь 27,2 млн га. Стало быть, решающим обстоятельством и условием отнесения земель, занятых водными объектами, к землям водного фонда является не столько наличие водного объекта, сколько его государственная кадастровая регистрация и юридический факт отнесения земель, занятых водными объектами, к категории земель водного фонда.

Другую наиболее значительную часть земель водного фонда составляют земли водоохранных объектов, зоны и округа санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также округа санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей курортов.

Последняя составная часть земель водного фонда представлена землями, занятыми гидротехническими и иными водохозяйственными сооружениями и их эксплуатирующими организациями. Разнообразие видов и состав гидротехнических сооружений закреплены в Федеральном законе от 21 июня 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии со ст. 3 названного закона гидротехнические сооружения — это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В качестве эксплуатирующих организаций гидротехнических сооружений выступают государственные или муниципальные унитарные предприятия либо организации любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Если гидротехнические сооружения построены (созданы) на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда либо на землях особо охраняемых территорий, они к землям водного фонда не относятся.

Водные объекты могут располагаться на землях различных категорий, а не только в границах категории земель водного фонда. В таких случаях на них распространяются нормы ВК РФ (например, в части охраны вод от загрязнения), а также нормы ЗК РФ и иного законодательства, определяющего правовой режим соответствующей категории земель. Так, в состав рекреационных зон в границах населенных пунктов могут включаться озера, пруды и иные водные объекты (ч. 11 ст. 36 ГрК РФ); водные объекты могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 77 3К РФ) или землях особо охраняемых территорий и объектов (ст. 96—97 ЗК РФ) и т.д.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км (для таковых она составляет 5 м).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право пользования землями водного фонда

Водные объекты могут предоставляться в пользование на основании договора о водопользовании или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Для некоторых видов водопользования заключение договора или принятие решения о водопользовании не требуется (например, для научных, учебных целей).

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления — обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. Данный договор признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Законодателем предусматривается ряд существенных условий договора водопользования, в том числе:

  • сведения о водном объекте, включая описание его границ;
  • цель, виды и условия использования водного объекта или его части;
  • срок действия договора;
  • размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки ее внесения; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
  • ответственность сторон договора за нарушение его условий.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем 20 лет (ст. 14 ВК РФ).

Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование они предоставляются, в частности, для:

  • 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2) сброса сточных вод;
  • 3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
  • 4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
  • 5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • 6) разведки и добычи полезных ископаемых;
  • 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • 8) подъема затонувших судов;
  • 9) сплава древесины;
  • 10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
  • 11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

  • сведения о водопользователе;
  • указание цели, вида и условий использования водного объекта или его части;
  • сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которой планируется осуществлять водопользование;
  • срок водопользования.

К решению прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических сооружений, а также зон с особыми условиями использования водных объектов) и пояснительная записка к ним.

Для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование заинтересованное физическое или юридическое лицо подает заявление в орган публичной власти, осуществляющий полномочия собственника водного объекта, которое должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. Отказ в предоставлении водного объекта должен быть мотивирован.

Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, установленном гражданским законодательством, а право пользования подземными водными объектами — в порядке, предусмотренном законодательством о недрах.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

  • прекратить в установленный срок использование водного объекта;
  • обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

  • нецелевое использование водного объекта;
  • использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
  • неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Использование поверхностных водных объектов для целей  транспорта (ст. 47 ВК РФ)

Использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта, законодательством в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах.

"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Приказ Минтранса России от 17.08.2012 N 314 "Об утверждении Положения о капитане бассейна внутренних водных путей" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2012 N 25643)
Приказ Минтранса России от 17.02.2014 N 39 "Об утверждении Положения о капитане морского порта" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2014 N 33240)

Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.

Использование акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

Использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Использование донного грунта

Донный грунт может быть использован в случаях, предусмотренных федеральными законами.

По решению органа местного самоуправления городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения донный грунт может быть использован для обеспечения муниципальных нужд или в интересах физического лица, юридического лица, осуществляющих проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым

Особенности охраны земель водного фонда

Охрана водных объектов — это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.

При этом законодатель указывает на особенности охраны поверхностных и подземных вод; регулирует как общий порядок охраны вод, так и конкретизацию этих требований в зависимости от вида деятельности или места расположения источника загрязнения.

Согласно ст. 55 В К РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия но охране водных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с общими требованиями по охране водных объектов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).

Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов.

Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Другим принципиальным направлением охраны водных объектов является придание водному объекту и (или) прилегающей к нему территории особого эколого-правового статуса по причине его уникальности и ценности (водоохранные зоны, особо охраняемые водные объекты) либо статуса зоны экологического бедствия.

Леса, расположенные в водоохранных зонах

Статья 113 Лесного кодекса РФ. "Леса, расположенные в водоохранных зонах" (введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ)

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, установленных в соответствии с водным законодательством, запрещаются:

  • 1) использование токсичных химических препаратов;
  • 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • 3) создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • 4) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Особое место занимает охрана озера Байкал — природного объекта Всемирного наследия.

Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"

На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

  • химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
  • физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);
  • биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Отдельные водные объекты могут попадать под действие международных договоров, участником которых является Россия.

Например, в 1971 г. была подписана Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообиталищ водоплавающих птиц. В ее поле зрения попадают районы болот, торфяных угодий и водоемов (с разными характеристиками режима воды и степени ее солености).

Государственный мониторинг водных объектов

Статья 30 Водного кодекса РФ предусматривает мониторинг водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

  • 1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
  • 2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
  • 3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Мониторинг включает в себя:

  • 1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;
  • 2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
  • 3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
  • 4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

  • 1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • 2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
  • 3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
  • 4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

Мониторинг осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственный водный реестр

Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра"

Статья 31 Водного кодекса РФ регламентирует основные требования к ведению Государственного водного реестра.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

  • 1) о бассейновых округах;
  • 2) о речных бассейнах;
  • 3) о водохозяйственных участках;
  • 4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
  • 5) о водохозяйственных системах;
  • 6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;
  • 7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
  • 8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования;
  • 9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
  • 10) о договорах водопользования;
  • 10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;
  • 10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта);
  • 11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

 Реестр содержит разделы "Водные объекты и водные ресурсы", "Водопользование" и "Инфраструктура на водных объектах".

В раздел "Водные объекты и водные ресурсы" реестра включаются сведения:

  • а) о бассейновых округах;
  • б) о речных бассейнах;
  • в) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
  • г) о категориях водных объектов или их частей для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов.

В раздел "Водопользование" реестра включаются сведения:

  • а) о водохозяйственных участках;
  • б) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, а также других зонах с особыми условиями их использования;
  • в) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты;
  • г) о договорах водопользования, в том числе об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров;
  • д) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе об их государственной регистрации, а также о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений;
  • е) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами;
  • ж) о разрешениях на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

В раздел "Инфраструктура на водных объектах" реестра включаются сведения:

  • а) о водохозяйственных системах;
  • б) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах.

Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Сведения реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством к категории ограниченного доступа.

В течение пяти рабочих дней уполномоченный орган предоставляет заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

За предоставление копий документов взимается плата.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

Контрольные вопросы

1) Что такое земли водного фонда.

2) Кратко перечислите основные особенности режима земель водного фонда.

4) В чьей собственности находятся водные объекты.

5) Для чего могут использоваться земли водного фонда.

6) Какова ширина береговой полосы водных объектов общего пользования.

7) На основании чего водные объекты могут предоставляться в пользование.

8) Перечислите требования по охране водных объектов.