Земельное право

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Понятие земель населенных пунктов и их правового режима

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Советское земельное законодательство носило ярко выраженный аграрный уклон и не уделяло достаточного внимания развитию законодательства об использовании земель населенных пунктов. В то же время процессы активной урбанизации в нашей стране насчитывают полтораста лет, и спрос на развитие градостроительного законодательства очень велик. В отечественном праве развитие градостроительного законодательства начинается принятием в 1995г. Основ градостроительного законодательства. В настоящее время действует второй по счету Градостроительный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 2005г.

Влияние градостроительного законодательства на земельное право в последнее время усиливается. Большое количество норм Градостроительного кодекса распространяется не только на земли населенных пунктов, но и на земли иных категорий. Более того, соблюдение градостроительных требований является обязанностью любого собственника земельного участка.

Ключевым понятием, определяющим земли населенных пунктов, является понятие границ населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

  • 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
  • 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Территориальное планирование и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов

Начало планировки городов в России было положено в Петербурге, заложенном в 1703 г. Петром I. Жалованной грамотой городам, изданной при Екатерине II в 1785 г., обязанность составлять планы была возложена на все города Российской империи.

С середины XIX в. в России и европейских государствах начинает формироваться современная практика городского территориального планирования. Однако заложенные в России в период проведения реформ 1861-1864 гг. основы градостроительного законодательства в советское время были полностью разрушены и место государственных законодательных актов заняли многочисленные отраслевые и ведомственные инструкции и правила. По мнению некоторых авторов, причина этого заключается в том, что централизованное управление экономикой не нуждалось в каких-либо внеотраслевых и вневедомственных регулятивных документах, а главное, в сильной и самостоятельной городской власти. Отраслевой принцип руководства хозяйством страны был несовместим с городским и иным самоуправлением.

Появление широкого круга частных собственников в городах привело к необходимости регламентировать соотношение частного и публичного интереса посредством установления ряда градостроительно-планировочных ограничений правообладателей земельных участков. Данные попытки были предприняты в Законе РФ от 14.07.1992 № 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", а впоследствии в ГрК РФ 1998 г., градостроительных уставах (кодексах) и законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах.

В качестве универсального и единого градостроительного документа выступает генеральный план соответствующей административной единицы. В составе генерального плана выделяют следующие элементы:

  • материалы территориального планирования;
  • градостроительное зонирование;
  • проект планировки территории.

Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

  • 1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
  • 2) обороны страны и безопасности государства;
  • 3) развития энергетики;
  • 4) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • 5) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
  • 6) развития космической деятельности;
  • 7) естественных монополий;
  • 8) в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.

Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе:

  • 1) объектов федеральных энергетических систем;
  • 2) объектов использования атомной энергии;
  • 3) объектов обороны и безопасности;
  • 4) объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
  • 5) объектов, обеспечивающих космическую деятельность;
  • 6) объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
  • 7) линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
  • 8) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий Российской Федерации и выполнения международных обязательств Российской Федерации;

Специфической чертой территориального планирования на муниципальном уровне является то, что здесь отображаются непосредственные цели и задачи в сфере обеспечения нормального проживания населения, что отличает данные документы от федерального и регионального уровня. Для решения задач проживания, например, 1500 человек (население поселения - муниципального образования) необходимо наличие определенной собственной инфраструктуры, размер и параметры которой население определяет самостоятельно (например, в отдельно взятом поселении жителям могут быть нужны две школы, одна больница, один опорный пункт полиции и т.д.). Указанное количество объектов определяет само население, что отображается в генеральном плане поселения и финансируется из средств местного бюджета.

Градостроительное зонирование и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов

В состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • 1) жилым;
  • 2) общественно-деловым;
  • 3) производственным;
  • 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
  • 5) рекреационным;
  • 6) сельскохозяйственного использования;
  • 7) специального назначения;
  • 8) военных объектов;
  • 9) иным территориальным зонам.

Указанный перечень территориальных зон не носит исчерпывающего характера. Органы местного самоуправления могут устанавливать и иные виды территориальных зон.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

  • линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
  • красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
  • границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • естественным границам природных объектов;
  • иным границам.

Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Жилые зоны

Жилые зоны предназначены для обеспечения комфортабельных и здоровых условий проживания населения на территории муниципального образования.

В них допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан.

В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В составе жилых зон могут выделяться зоны:

  • застройки индивидуальными жилыми домами;
  • застройки малоэтажными жилыми домами;
  • застройки среднеэтажными жилыми домами;
  • застройки многоэтажными жилыми домами;
  • жилой застройки иных видов.

Общественно-деловые зоны

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В состав общественно-деловых зон могут включаться зоны:

  • делового, общественного и коммерческого назначения;
  • размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
  • обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
  • общественно-деловые зоны иных видов.

Производственные зоны

Производственные зоны предназначены для размещения объектов производственно-делового назначения (НИИ с опытными производствами, торговые организации, информационные центры и др.), промышленных (пищевой и легкой промышленности, приборостроения, машиностроения и др.), коммунально-складских (территории ТЭЦ, станции аэрации, электроподстанции, газораспределительные узлы, мусороперерабатывающие заводы, прочие сооружения муниципальной инженерной инфраструктуры, складские сооружения, стоянки машин механической уборки территории), транспортных и инженерных объектов.

Не допускается присутствие производственных зон на территориях общественного и жилого назначения, если они:

  • по классу вредности расположенных в них производств нарушают или могут нарушить своей деятельностью требования экологической безопасности жилых и общественных территорий;
  • по численности занятых противоречат назначению жилых территорий, многофункциональных и специализированных общественных центров;
  • по величине территорий нарушают функционально-планировочную организацию жилых и общественных территорий.

В состав рассматриваемых зон могут включаться:

  • коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
  • производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
  • иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Зоны инженерных и транспортных инфраструктур

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Рекреационные зоны

В состав зон рекреационного назначения обычно входят три категории зон отдыха и открытых зон: зоны, предназначенные для активных видов спорта, физической культуры, туризма и иные зоны отдыха; зоны пассивного отдыха и сохранения природной среды, а также зоны расположения крупных массивов открытых рекреационных пространств (водные и озелененные пространства).

В зависимости от специфики муниципального образования, природных и исторических особенностей его формирования может быть выделено большее или меньшее количество зон этой категории.

Более строгие требования предъявляют к формированию рекреационных зон особых видов, в частности к историческим ландшафтам и объектам природной зашиты. В этих случаях следует дифференцировать территорию таким образом, чтобы функциональное использование территории для занятий спортом, здорового отдыха и прочих видов землепользования, связанных с отдыхом, не нарушало сложившейся рекреационной системы.

Зоны сельскохозяйственного использования

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Зоны специального назначения

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Необходимость выделения данной зоны заключается в том, что на территории России располагается 60 963 кладбища, которые занимают площадь 3700 тыс. га. Например, в Московской области, где хоронит и Москва, их 1583.

Создание каждого нового кладбища обходится очень дорого. Например, окультуривание 40 га по некоторым оценкам будет стоить 150 млн руб. При этом крематории есть только в семи российских регионах, тогда как в Японии их 2000, США - 1400, Китае - 1300.

Значительную остроту в последнее время приобрела проблема выделения земель под размещение полигонов бытовых отходов (свалок мусора).

Зоны военных объектов

В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Зоны особо охраняемых территорий

К зонам особо охраняемых территорий относятся земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Документация по планировке территории

Градостроительное зонирование осуществляется путем принятия и реализации правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

  • 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
  • 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
  • 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

  • 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
  • 2) карту градостроительного зонирования;
  • 3) градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

  • 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

  • 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
  • 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
  • 3) определенных Градостроительным кодексом РФ территориальных зон;
  • 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  • 5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
  • 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга

В качестве примера можно рассматривать Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга - Приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 (с последующими изменениями и дополнениями)

Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга включают в себя:

1.1. Общую часть Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга согласно приложению N 1.

1.2. Карты градостроительного зонирования Санкт-Петербурга, включающие:

  • 1.2.1. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений) согласно приложению N 2.
  • 1.2.2. Границы действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части максимальной высоты зданий, строений и сооружений, за исключением максимальной высоты зданий, строений и сооружений в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению N 3.
  • 1.2.3. Границы зон с особыми условиями использования территорий и иных зон, установленных в соответствии С законодательством Российской Федерации, за исключением границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению N 4.
  • 1.2.4. Утвержденные границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и расположенных в границах указанных зон, согласно приложению N 5.
  • 1.2.5. Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, согласно приложению N 6.

1.3. Градостроительные регламенты, включающие:

  • 1.3.1. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон, за исключением градостроительных регламентов в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению N 7.
  • 1.3.2. Градостроительные регламенты в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению N 8.

1.4. Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению N 9.

Градостроительный регламент

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

  • 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
  • 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
  • 4) видов территориальных зон;
  • 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

  • 1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
  • 2) в границах территорий общего пользования;
  • 3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
  • 4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для

  •  земель лесного фонда,
  • земель, покрытых поверхностными водами,
  • земель запаса,
  • земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов),
  • сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения,
  • земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

 

Особенности приобретения земельных участков в границах населенных пунктов

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса.

(Имеются исключения, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке)

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

  • 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте  в сети "Интернет";
  • 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.

2. В извещении указываются:

  • 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
  • 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
  • 3) адрес и способ подачи заявлений;
  • 4) дата окончания приема заявлений;
  • 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
  • 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
  • 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
  • 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
  • 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

  • 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
  • 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

  • 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
  • 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Контрольные вопросы

1) Что такое земли населенных пунктов.

2) Кратко перечислите основные особенности режима земель населенных пунктов.

3) Что такое зонирование территории.

4) Какие территориальные зоны предусматривает законодательство.

5) Какие нормативные акты определяют зоны в конкретном населенном пункте.

6) Каковы пределы правомочий собственника участка в населенном пункте.

7) Какие объекты могут находиться в составе жилых зон.

8) Какие объекты могут включаться в состав зон сельскохозяйственного использования.

9. Что такое градостроительный регламент.