Земельное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Понятие и цели охраны земель

Правовую основу регулирования государственной охраны земель составляют:

  • Земельный кодекс РФ (глава 2);
  • ФЗ «О землеустройстве»
  • ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • ФЗ «О мелиорации земель»
  • ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»

Охрана земель - это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Цели охраны земель

В п. 2 ст. 12 ЗК РФ определены две основные цели охраны земель:

  • Первая цель — профилактическая, направленная на сохранение земли в процессе ее хозяйственного использования способами и приемами, предотвращающими негативные воздействия.
  • Вторая цель — обеспечение восстановления и улучшения земель, уже подвергшихся негативным (вредным) воздействиям в процессе хозяйственной деятельности. Под восстановлением понимаются главным образом меры по рекультивации земель. Улучшение состава земель означает меры мелиоративного характера, в результате которых повышается плодородие земель.

Согласно п.1 ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Эта норма базируется на положении ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которому "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей.

Цели охраны земель подразделяются на:

  • 1) превентивные, направленные на предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
  • 2) восстановительные, призванные обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности;
  • 3) побудительные, способствующие стимулированию использования земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.

Понимание того, что земля как природный ресурс нуждается в охране, пришло к современному обществу не сразу. Опыт прошлого века свидетельствует: подход к использованию земли чисто утилитарным, прагматичным. В общественном сознании не существовало понятия последствий экологически неблагоприятного воздействия на землю, оно не видело необходимости выработки мер по предотвращению разрушения земной поверхности и восстановлению уже нарушенного. Мировое сообщество лишь в конце XX века в политику использования природных ресурсов внесло существенные изменения. Приоритетным направлением стал принцип параллельности целей использования земли: земля как основа хозяйственной и иных видов деятельности, земля как объект охраны окружающей природной среды.

Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности

Согласно Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель деградация земель определяется как совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель (п. 2.1). Под степенью деградации (деградированности) почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение состава и свойств. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель (п. 2.2 и 2.3).

Выделяются следующие основные типы деградации почв и земель:

  • технологическая (эксплуатационная) деградация (в том числе нарушение земель),
  • физическая деградация, агроистощение,
  • эрозия (в том числе водная и ветровая),
  • засоление (в том числе собственно засоление),
  • осолонцевание,
  • заболачивание.

В соответствии с Инструкцией по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель под загрязнением земель следует понимать ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

Можно указать на основные последствия негативного воздействия на земли.

Деградации — совокупности природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественно­му и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Результатом деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель.

Деградация может быть различных типов:

  • агроистощение — утрата плодородия почв в результате обеднения почв элементами минерального питания, уменьшения содержания и ухудшения качества органического вещества и др.;
  • заболачивание — изменение водного режима, выражающееся в увеличении периодов длительного переувлажнения, подтопления и затопления почв;
  • эрозия (водная или ветровая) — нарушение поверхностного слоя почвы вследствие воздействия вод и ветров и др.;

Загрязнения земель — антропогенной деятельности, влекущей ухудшение качества земель, характеризующееся увеличением либо появлением химических веществ или уровня радиации по сравнению с ранее существовавшими значениями. Загрязнение земель может стать результатом нарушения правил хранения, использования и транспортировки химикатов, применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, а также результатом аварии на атомной станции;

Захламления земель — размещения в неустановленном месте предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов: металлолома, строительного мусора и т.п.;

Нарушения земель — механического разрушения почвенного покрова при осуществлении разработок полезных ископаемых, строительных, геологоразведочных и других работ.

К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - это частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель. Нерациональное использование сельскохозяйственных земель означает экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей природной среды.

Мероприятия, позволяющие предотвратить негативное воздействие па земли:

1) наблюдение за состоянием и изменением состояния почвы, определение соответствия ее состояния установленным нормативам. Так, заболачивание можно диагностировать по поднятию уровня почвенно-грунтовых вод, продолжительности времени затопления участка, минерализации грунтовых вод;

2) наблюдение за изменением окружающей природной среды с целью выявления факторов, которые могут оказать негативное воздействие на земли. Так, изменение гидрологического режима местности требует принятия своевременных мер по предотвращению негативного влияния вод на земельные участки;

3) осуществление агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий, обеспечивающих сохранность почв и их плодородия;

4) контроль за качеством агрохимикатов и пестицидов, используемых при осуществлении сельского производства, и за безопасным обращением с ними;

5) соблюдение требований, предъявляемых к размещению, строительству и эксплуатации потенциально опасных объектов — складов химических веществ, атомных станций и т.п., а также к осуществлению потенциально опасной деятельности — недропользования, производству взрывных работ и т.п.;

6) иные специальные мероприятия по охране земель, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, по сохранению достигнутого уровня мелиорации. Комплекс мероприятий по предотвращению негативного воздействия на конкретный земельный участок должен учитывать особенности природных характеристик этого участка, состояние окружающей среды, специфику хозяйственной деятельность и другие факторы, действующие в месте нахождения участка. Такой комплекс может быть разработан специалистом-землеустроителем при осуществлении внутрихозяйственного землеустройства, которое проводится по заказу собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности

Установленные в п. 1 ст. 13 требования о проведении мероприятий по охране земель адресованы, в первую очередь, собственникам земель, землепользователям, землевладельцам и арендаторам и порождает у них ряд обязанностей. Предусмотренные мероприятия направлены на предотвращение естественно возникающих и искусственно вызываемых процессов, ухудшающих состояние земель, а также на восстановление и повышение плодородия почв.

Указанные мероприятия можно разделить на две группы: по защите земель от негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; по ликвидации последствий негативного воздействия на землю.

К первой группе относятся:

А) мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, включающая:

  • агротехнические мероприятия, т.е. применение надлежащих способов обработки почвы и возделыванию сельскохозяйственных культур, внедрению противоэрозионных севооборотов;
  • лесомелиоративные мероприятия, т.е. устройства защитных лесонасаждений и их правильное содержание, облесение площадей, опасных в эрозионном отношении и т.п.;
  • гидротехнические мероприятия, т.е. регулирование поверхностного стока воды путем устройства мелких платин, дамб, террас, бетонированных оголовков оврагов и балок, дренажных систем и т.п.

Б) Мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий и других земель, включающие:

  • мероприятия по защите от подтопления, заболачивания, иссушения путем проведения мелиоративных работ, связанных с устройством оросительных и осушительных систем;
  • мероприятия по защите от селей, вторичного засоления уплотнения и т.п. путем проведения химической мелиорации земель, направленной на улучшение химических и физических свойств почв. Например, работы по известкованию, гипсованию, фосфоритованию почв и т.п.;
  • мероприятия по защите от зарастания сорными растениями кустарником мелколесьем и т.д. Эти мероприятия сопряжены с коренным улучшением земель путем культуртехнических работ: расчистки земель от мелколесья, кустарника, другой древесной и травянистой растительности, мха, кочек, пней, камней и т.п.

Ко второй группе относятся мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородного слоя почв и его использованию.

Содержание охраны земель

Сохранению почв и их плодородия.

Защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.

Ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Сохранение достигнутого уровня мелиорации.

Сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Рекультивация нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Рекультивация земель предусматривает условия приведения земель в состояние, пригодное для использования в сельском и лесном хозяйстве, в тех случаях, когда почвенный покров этих земель нарушен при разработке полезных ископаемых и торфа, проведению геолоразведочных, изыскательских, строительных и иных работ. Рекультивация предполагает также порядок использования снимаемого при проведении указанных работ плодородного слоя почвы в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации.

Земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями отводятся под разработку полезных ископаемых:

  • либо после рекультивации ранее отведенных участков, в которых миновала надобность, и передачи их соответствующим землепользователям;
  • либо после нанесения плодородного слоя почвы на малопродуктивные угодья.

 

Федеральные, региональные и местные программы охраны земель

Порядок проведения оценки состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Порядок и правила консервации земель. Экономическое стимулирование охраны и использования земель.

Земельным кодексом предполагается разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. В соответствии со ст.ст.9-11 ЗК разработка и реализация федеральных, региональных и местных программ охраны земель отнесены соответственно к полномочиям РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Так, Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000гг.", утвержденная его постановление от26 июня 1999г. (СЗ РФ. - 1999. - 327. - Ст.3379), принята рассмотренная ранее Государственная комплексная программа повышения плодородия почв. Постановлением главы администрации Московской области от 7 мая 1993г. №81 утверждена Комплексная программа повышения плодородия почв в Московской области.

Названные программы определяют современное состояние сельскохозяйственных угодий, содержат комплекс мер по повышению и сохранению плодородия почв, в число которых входят защита почв от эрозии, агрохимическое обеспечение (применение органических и минеральных удобрений), химическая мелиорация почв (фосфоритование и повышение продуктивности засоленных земель), мелиорация земель, коренное улучшение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель. В программы включены меры по улучшению, восстановлению нарушенных и загрязненных земель, а именно: рекультивация нарушенных земель; улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами; восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и другими токсинами; консервация деградированных и загрязненных земель.

Для реализации программ определены системы земледелия, внутрихозяйственное землеустройство, а также предусмотрен государственный контроль за их осуществлением.

Порядок и правила консервации земель

Земельный кодекс РФ (ст. 14) регулирует использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению. В этом случае земельные участки, которые подверглись радиоактивному и химическому заражению и на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), подлежат ограничению в использовании и исключению из сельскохозяйственного оборота и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Под консервацией деградированных и загрязненных токсичными отходами земель понимается вывод их из хозяйственного оборота с целью сохранения и восстановления плодородия почвы и улучшения состояния окружающей природной среды.

Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения качественного состояния почв.

Консервации подлежат:

  1. сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные опустыниванию, имеющие подсадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, в случаях, когда дальнейшее использование этих земель по целевому назначению приводит к развитию негативных процессов, ухудшению почв и экологической обстановки;
  2. земли, зараженные токсическими промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено «Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» от 2 октября 2002 г. № 830, которое устанавливает порядок консервации земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

Консервация допускается к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также к землям, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека:

  • подвергшимся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также к землям в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;
  • имеющим просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
  • загрязненным радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями проводятся специальные (почвенные, геоботанические, агрохимические и др.) обследования по утверждаемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти методикам для выявления подлежащих консервации земель, определения их местоположения, площади, динамики изменения качества земель и причин, приводящих к деградации земель.

Предложения по консервации земель должны включать:

  1. заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании;
  2. карты с нанесенными границами земельных участков и частей земельных участков, подлежащих консервации (с указанием типов и степени деградации или загрязнения земель, собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков);
  3. предложения об участии правообладателей земельных участков; собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий;
  4. расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в результате деградации земель.

Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов РФ; земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции. Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности. принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимость, имущество и сделок с ними.

Особенности использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Современная радиологическая обстановка в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, подвергшихся интенсивному радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, остается неблагоприятной для проживания и жизнедеятельности людей. Сельскохозяйственное производство в этих областях ведется на площади 6690 тыс. га, из них 2160 тыс. га сельскохозяйственных угодий имеют уровни загрязнения цезием-137 свыше 1 Ки/км2; 324,9 тыс. га — свыше 5 Ки/км2.

Крупномасштабное радиоактивное загрязнение почв сельскохозяйственных угодий, связанное с деятельностью производственного объединения «Маяк» и радиационными инцидентами на Южном Урале, имеет место в Челябинской, Свердловской и Курганской областях, в том числе с плотностью загрязнения стронцием-90 от 0,1 до 1 Ки/км2 — более 700 тыс. га; свыше 1 Ки/км2 — 38,2 тыс. га. В настоящее время радиационное воздействие на население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях, происходит в основном за счет потребления продуктов питания, загрязненных сверх установленных санитарно-гигиенических нормативов.

Сохраняющийся высокий уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий и низкие темпы снижения содержания радионуклидов в продукции обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий в агропромышленном комплексе, направленных на снижение перехода радионуклидов в цепочке: почва — сельскохозяйственная продукция — продукты питания — человек.

Радиоактивное загрязнение загрязнение поверхности Земли, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов радиоактивными веществами в количествах, которые превышают уровень, установленный нормами радиационной безопасности и правилами работы с радиоактивными веществами. Уровень радиоактивного загрязнения почв определяется в соответствии с санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами, правилами радиационной безопасности и т.д.

Результатом радиоактивного загрязнения может быть появление радиационно загрязненного участка территории, под которым понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и окружающей природной среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на нем снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»).

В отношении такого участка разрабатываются специальные экологические программы, направленные на обеспечение радиационной безопасности населения, общее снижение риска воздействия радиации и улучшение экологической ситуации на радиационно загрязненных участках территории путем проведения мероприятий по реабилитации таких участков, утилизации или ликвидации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объектов.

Действующим законодательством предусмотрены и меры по реабилитации территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. На ней осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот (ст. 12 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Химическое загрязнение почвы изменение химического состава почвы, возникшее под прямым или косвенным воздействием фактора землепользования (промышленного, сельскохозяйственного, коммунального), вызывающее снижение ее качества и возможную опасность для здоровья населения. Существуют специальные экологические требования, направленные на предотвращение данного вида загрязнений, включая обязательность государственной регистрации химических веществ, проведение экспертиз, нормирование и т.д. (ст. 47 Закона об охране окружающей среды).

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

  • а) переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель. Основания и порядок консервации земель определены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», а вопросам изменения категории земель, включая перечень органов власти, уполномоченных принимать об этом решения, посвящена ст. 8 ЗК РФ и Закон о переводе земель из одной категории в другую;
  • б) используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;
  • в) используются но целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации или используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны и определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В случае если такие территории представляют большую опасность для здоровья населения, им может быть придан особый эколого-правовой режим зоны экологического бедствия (ст. 57 Закона об охране окружающей среды). Однако на сегодняшний день такая возможность носит чисто теоретический характер.

Контрольные вопросы

1) От каких негатвных воздействий законом предусматривается охрана земли.

2) Сформулируйте понятие охраны земель.

3) Какие требования необходимо соблюдать для рационального использования земель.

4) Что такое деградация почв.

5) В чем заключается содержание охраны земель.

6) На каких участках запрещено захоронение отходов.

7) Что такое санитарно-защитные зоны.

8) Что представляет собой консервации земель.

9) В чем заключаются особенности использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

10) Что такое режим зоны экологического бедствия.