Адаптированный текст главы 5.7 Земельного кодекса

В текст внесены редакциооные правки.

В частности, используются слова и словосочетания:
сервитут - вместо «публичный сервитут»
Земельного кодекса - вместо «настоящего Кодекса»
сети "Интернет" - вместо «информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»
публичных нужд - вместо «государственных или муниципальных нужд»
орган - вместо «орган исполнительной власти, орган местного самоуправления»
акт - вместо «нормативный правовой акт»
участок - вместо «земельный участок»

ГЛАВА V.7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА В ОТДЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута
Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута
Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута
Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута
Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута
Статья 39.45. Срок публичного сервитута
Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом
Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государстве
Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута

В порядке, предусмотренном настоящей главой, сервитут устанавливается для использования участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием участков, на которых они ранее располагались, для публичных нужд (далее также - инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

На Оглавление

Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута

Сервитут в отношении участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37  Земельного кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается:

1) решениями уполномоченных федеральных органов - в случаях установления сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

2) решениями уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации - в случаях установления сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;

3) решениями уполномоченных органов, принимающих решения об изъятии участков для публичных нужд, - в случае установления сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием участков, на которых они располагались, для публичных нужд;

4) решениями органов городского округа, городского поселения - в случаях установления сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37  Земельного кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения;

5) решением органа муниципального района - в случае установления сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37  Земельного кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

На Оглавление

Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута

1. Сервитут устанавливается решением уполномоченного органа, предусмотренных статьей 39.38  Земельного кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление сервитута), на основании ходатайства об установлении сервитута.

2. Сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23  Земельного кодекса.

3. Установление сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41  Земельного кодекса.

4. Установление сервитута осуществляется независимо от формы собственности на участок.

5. Не допускается установление сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37  Земельного кодекса, в отношении участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:

1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;

2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;

3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с участков, изымаемых для публичных нужд.

На Оглавление

Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута

С ходатайством об установлении сервитута вправе обратиться организация (далее в настоящей главе - заявитель):

1) являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;

2) являющаяся организацией связи, - для размещения линий или сооружений связи, указанных в подпункте 1 статьи 39.37  Земельного кодекса, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных линий и сооружений связи, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;

3) являющаяся владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, - в случае установления сервитута для целей, указанных в подпунктах 2 - 5 статьи 39.37  Земельного кодекса;

4) предусмотренная пунктом 1 статьи 56.4  Земельного кодекса и подавшая ходатайство об изъятии участка для публичных нужд, - в случае установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого участка для публичных нужд;

5) иное лицо, уполномоченное в соответствии с актами Российской Федерации, актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление сервитута.

На Оглавление

Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута

1. В ходатайстве об установлении сервитута должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления сервитута в соответствии со статьей 39.37  Земельного кодекса;

3) испрашиваемый срок сервитута;

4) срок, в течение которого использование участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения;

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием участка для публичных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении сервитута, адреса или иное описание местоположения таких участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. В обосновании необходимости установления сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии участка для публичных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для публичных нужд участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии участка для публичных нужд;

5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37  Земельного кодекса;

6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

3. Обоснование необходимости установления сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23  Земельного кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39  Земельного кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

4. Требования к форме ходатайства об установлении сервитута, содержанию обоснования необходимости установления сервитута устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

5. К ходатайству об установлении сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах сервитута, включающие графическое описание местоположения границ сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении сервитута обращается представитель заявителя.

6. Границы сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37  Земельного кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

7. Требования к графическому описанию местоположения границ сервитута, точности определения координат характерных точек границ сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

8. Ходатайство об установлении сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием сети "Интернет" в порядке и способами, которые установлены в соответствии с Земельным кодексом для ходатайства об изъятии участов для публичных нужд.

9. Орган, уполномоченный на установление сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) ходатайство подано в орган, не уполномоченные на установление сервитута для целей, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40  Земельного кодекса;

3) подано ходатайство об установлении сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37  Земельного кодекса;

4) к ходатайству об установлении сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

5) ходатайство об установлении сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

На Оглавление

Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута

1. Ходатайства об установлении сервитута рассматриваются органом, уполномоченным на установление сервитута, в порядке их поступления.

В целях принятия решения об установлении сервитута орган, уполномоченный на установление сервитута, в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении сервитута при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41  Земельного кодекса направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении сервитута.

2. В случае, если подано ходатайство об установлении сервитута в целях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37  Земельного кодекса, органом, уполномоченным на установление сервитута, обеспечивается выявление правообладателей участков в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 8 настоящей статьи.

3. В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении сервитута орган, уполномоченный на установление сервитута, обеспечивает извещение правообладателей участков путем:

1) опубликования сообщения о возможном установлении сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие участок и (или) земли расположены на межселенной территории);

2) размещения сообщения о возможном установлении сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в сети "Интернет";

3) размещения сообщения о возможном установлении сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении сервитута, а в случае, если такие участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования;

4) размещения сообщения о возможном установлении  сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если сервитут предлагается установить в отношении участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом положения подпунктов 1 и 3 настоящего пункта не применяются, если сервитут испрашивается только в отношении участка, указанного в настоящем подпункте.

4. В целях размещения сообщения о возможном установлении сервитута на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи орган, уполномоченный на установление сервитута, направляет указанное сообщение и документы, предусмотренные пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41  Земельного кодекса, в орган указанного муниципального образования, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" осуществляется без взимания платы.

5. Извещение правообладателей участков о возможном установлении сервитута в соответствии с подпунктами 1, 3 и 4 пункта 3 настоящей статьи, направление копии решения об установлении сервитута правообладателям участков в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 39.43  Земельного кодекса осуществляются за счет средств заявителя.

6. Сообщение о возможном установлении сервитута должно содержать:

1) наименование уполномоченного органа, которым рассматривается ходатайство об установлении сервитута;

2) цели установления сервитута;

3) адрес или иное описание местоположения участка (участков), в отношении которого испрашивается сервитут;

4) адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с поступившим ходатайством об установлении сервитута и прилагаемым к нему описанием местоположения границ сервитута, подать заявления об учете прав на участки, а также срок подачи указанных заявлений, время приема заинтересованных лиц для ознакомления с поступившим ходатайством об установлении сервитута;

5) официальные сайты в сети "Интернет", на которых размещается сообщение о поступившем ходатайстве об установлении сервитута.

7. Наряду со сведениями, предусмотренными пунктом 6 настоящей статьи, сообщение о возможном установлении сервитута должно содержать:

1) реквизиты решений об утверждении документа территориального планирования, документации по планировке территории, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, а также информацию об инвестиционной программе субъекта естественных монополий, организации коммунального комплекса, указанных в ходатайстве об установлении сервитута;

2) сведения об официальных сайтах в сети "Интернет", на которых размещены утвержденные документы территориального планирования, документация по планировке территории, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, инвестиционная программа субъекта естественных монополий, организации коммунального комплекса, которые указаны в ходатайстве об установлении сервитута;

3) описание местоположения границ сервитута;

4) кадастровые номера участков (при их наличии), в отношении которых испрашивается сервитут.

8. Правообладатели участков, в отношении которых испрашивается сервитут, если их права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение тридцати дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, подают в орган, уполномоченный на установление сервитута, заявления об учете их прав (обременений прав) на участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с правообладателями участков, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты. Правообладатели участков, подавшие такие заявления по истечении указанного срока, несут риски невозможности обеспечения их прав в связи с отсутствием информации о таких лицах и их правах на участки. Такие лица имеют право требовать от обладателя сервитута плату за сервитут не более чем за три года, предшествующие дню направления ими заявления об учете их прав (обременений прав). Обладатель сервитута в срок не более чем два месяца со дня поступления указанного заявления направляет правообладателю участка проект соглашения об осуществлении сервитута и вносит плату за сервитут в соответствии со статьей 39.46  Земельного кодекса.

9. В случае, если ходатайство об установлении сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием участка для публичных нужд, подано одновременно с ходатайством об изъятии такого участка дляпубличных нужд, выявление правообладателей участков осуществляется в сроки, установленные соответственно пунктом 10 статьи 56.4, пунктом 1 статьи 56.5  Земельного кодекса. При этом сведения, предусмотренные пунктом 6 и подпунктами 3 и 4 пункта 7 настоящей статьи, соответственно опубликовываются, размещаются в составе сообщения о планируемом изъятии участка для публичных нужд. Правообладатели участков вправе подать заявления об учете их прав (обременений прав) на участки в срок, установленный пунктом 8 статьи 56.5  Земельного кодекса.

На Оглавление

Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута

1. Орган, уполномоченный на установление сервитута, принимает решение об установлении сервитута или об отказе в его установлении в течение:

1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37  Земельного кодекса;

2) сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37  Земельного кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42  Земельного кодекса.

2. В случае, если ходатайство об установлении сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием участка для публичных нужд, подано одновременно с ходатайством об изъятии участка для публичных нужд, решение об установлении сервитута или решение об отказе в установлении сервитута принимается одновременно с принятием решения об изъятии участка для публичных нужд.

3. Орган, уполномоченный на установление сервитута, вправе по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых устанавливается сервитут, и лицом, подавшим ходатайство об установлении сервитута, утвердить иной вариант границ сервитута, чем предусмотренный ходатайством.

4. Решение об установлении сервитута должно содержать следующую информацию:

1) цель установления сервитута;

2) сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении сервитута;

3) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием участка для публичных нужд, в случае, если сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения;

4) кадастровые номера (при их наличии) участков, в отношении которых устанавливается сервитут, адреса или описание местоположения таких участков;

5) срок сервитута;

6) срок, в течение которого использование участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);

7) реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41  Земельного кодекса, в случае, если решение об установлении сервитута принималось в соответствии с указанными документами;

8) реквизиты актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на участки в границах таких зон в случае, если сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий;

9) порядок расчета и внесения платы за сервитут в случае установления сервитута в отношении земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

10) график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается сервитут, в случае установления сервитута в отношении земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

11) указание на обязанность обладателя сервитута привести участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50  Земельного кодекса.

5. Решением об установлении сервитута утверждаются границы сервитута. Сведения о границах сервитута прилагаются к решению об установлении сервитута.

6. В случае, если подано ходатайство об установлении сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения, сервитут устанавливается в целях размещения такого инженерного сооружения.

7. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении сервитута орган, уполномоченный на установление сервитута, обязан:

1) разместить решение об установлении сервитута на своем официальном сайте в сети "Интернет";

2) обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных  актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если зучастки и (или) земли, в отношении которых установлен сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения участков, в отношении которых принято указанное решение;

3) направить копию решения правообладателям участков, в отношении которых принято решение об установлении сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42  Земельного кодекса, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на участки. Если указанные правообладатели сообщили адрес для связи в виде электронной почты, им также отправляется копия решения об установлении сервитута в электронной форме. В случае, если сервитут установлен в отношении участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, копия решения об установлении сервитута размещается также в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома, или в пределах участка, на котором расположен многоквартирный дом);

4) направить копию решения об установлении сервитута в орган регистрации прав;

5) направить обладателю сервитута копию решения об установлении сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на участки.

8. Сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

9. Решение об установлении сервитута может быть оспорено правообладателем участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47  Земельного кодекса правообладателем участка соглашения об осуществлении сервитута.

10. Предоставление участка, обремененного сервитутом, переход прав на него, образование из него или из земель, в отношении которых установлен сервитут, участка, переход прав на инженерное сооружение, размещенное на условиях сервитута, и выявление правообладателей участков по истечении срока, указанного в пункте 8 статьи 39.42  Земельного кодекса, не влияют на действительность решения об установлении сервитута и не являются основанием для его пересмотра.

На Оглавление

Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута

1. В установлении сервитута должно быть отказано, если:

1) в ходатайстве об установлении сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41  Земельного кодекса, или содержащееся в ходатайстве об установлении сервитута обоснование необходимости установления сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41  Земельного кодекса;

2) не соблюдены условия установления сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39  Земельного кодекса;

3) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается сервитут, запрещено в соответствии с требованиями федеральных законов, технических регламентов и (или) иных актов на определенных землях, территориях, в определенных зонах, в границах которых предлагается установить сервитут;

4) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных участков. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

5) осуществление деятельности, для обеспечения которой подано ходатайство об установлении сервитута, повлечет необходимость реконструкции (переноса), сноса линейного объекта или иного сооружения, размещенных на участке и (или) землях, указанных в ходатайстве, и не предоставлено соглашение в письменной форме между заявителем и собственником данных линейного объекта, сооружения об условиях таких реконструкции (переноса), сноса;

6) границы сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37  Земельного кодекса;

7) установление сервитута в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размещению иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории;

8) сервитут испрашивается в целях реконструкции инженерного сооружения, которое предполагалось перенести в связи с изъятием участка для публичных нужд, и принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии такого участка для публичных нужд.

2. В решении об отказе в установлении сервитута должны быть приведены все основания для такого отказа. Копия решения об отказе в установлении сервитута направляется органом, уполномоченным на установление сервитута, заявителю в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия этого решения.

На Оглавление

Статья 39.45. Срок публичного сервитута

Сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23  Земельного кодекса и следующих ограничений:

1) от десяти до сорока девяти лет в случае установления сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37  Земельного кодекса;

2) на срок строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения в случае установления сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37  Земельного кодекса;

3) на срок не более одного года в случае установления сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 5 статьи 39.37  Земельного кодекса.

На Оглавление

Статья 39.46. Плата за публичный сервитут

1. Обладатель сервитута обязан вносить плату за сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Плата за сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за сервитут, установленный в отношении участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении сервитута.

3. Плата за сервитут рассчитывается пропорционально площади участка и (или) земель в установленных границах сервитута.

4. Плата за сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования этого участка. При этом плата за сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.

5. Если в отношении участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за сервитут рассчитывается в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи исходя из среднего показателя кадастровой стоимости участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.

6. Безвозмездным является сервитут, установленный:

1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37  Земельного кодекса;

2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37  Земельного кодекса, в случае установления сервитута в отношении участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;

3) в отношении участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен сервитут.

7. Плата за сервитут в отношении участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателюучастка соглашения об осуществлении сервитута.

8. Плата за сервитут вносится правообладателю участка, с которым заключено соглашение об осуществлении сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47  Земельного кодекса. Плата за сервитут вносится в депозит нотариуса единовременным платежом.

9. В случае досрочного прекращения сервитута внесенная за него плата не подлежит возврату, за исключением случаев, предусмотренных соглашением об осуществлении сервитута.

10. В счет платы за сервитут не засчитываются и возмещаются независимо от такой платы:

1) убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем участка обязательств перед третьими лицами;

2) иные убытки, причиненные правообладателю участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем сервитута на участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии).

11. Убытки, указанные в пункте 10 настоящей статьи, возмещаются правообладателю участка обладателем сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя участка с требованием об их возмещении.

12. Случаи и правила учета платы за сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен сервитут, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На Оглавление

Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута

1. Соглашение об осуществлении сервитута содержит:

1) сведения о сторонах соглашения;

2) реквизиты решения об установлении сервитута;

3) цель установления сервитута;

4) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием участка для публичных нужд, в случае, если сервитут установлен в целях реконструкции указанного сооружения и обладатель сервитута не является его правообладателем;

5) кадастровый номер участка, в отношении которого заключается соглашение об осуществлении сервитута;

6) срок сервитута;

7) срок, в течение которого использование участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (включая срок строительства, реконструкции, ремонта инженерного сооружения);

8) размер платы за сервитут, порядок и срок ее внесения;

9) права и обязанности обладателя сервитута при осуществлении сервитута;

10) график и сроки выполнения работ при осуществлении сервитута;

11) указание на обязанность обладателя сервитута в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50  Земельного кодекса, привести участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и снести сооружение, размещенное на основании сервитута;

12) реквизиты актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территории и содержание ограничений прав на участки в границах таких зон, в случае, если сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территории;

13) порядок возмещения правообладателю участка убытков, причиненных осуществлением сервитута.

2. Соглашение об осуществлении сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем сервитута и собственником участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен сервитут.

3. Если сервитут установлен в отношении участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, соглашение об осуществлении сервитута не заключается.

4. Срок соглашения об осуществлении сервитута соответствует сроку сервитута, предусмотренному решением об установлении сервитута.

5. Подписанный обладателем сервитута проект соглашения об осуществлении сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю участка, указанному в пункте 2 настоящей статьи, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который:

1) указан таким правообладателем в качестве почтового адреса для связи с ним в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42  Земельного кодекса;

2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

3) присвоен участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).

6. В случае, если правообладатель участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42  Земельного кодекса указал в качестве адреса для связи с ним адрес электронной почты или в Едином государственном реестре недвижимости указан адрес электронной почты, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на участок зарегистрировано, проект соглашения об осуществлении сервитута направляется правообладателю такого участка также в электронном виде.

7. Одновременно с проектом соглашения об осуществлении сервитута правообладателю участка направляются:

1) сведения об утвержденных границах сервитута или выписка из сведений об утвержденных границах сервитута применительно к участку правообладателя, с которым заключается соглашение;

2) отчет об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в целях определения размера платы за сервитут.

8. Проект соглашения об осуществлении сервитута считается полученным правообладателем участка со дня:

1) вручения ему предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;

2) возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;

3) вручения проекта соглашения об осуществлении сервитута и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, правообладателю участка лично под расписку.

9. Правообладатель участка вправе подписать соглашение об осуществлении сервитута и направить его обладателю сервитута или направить обладателю сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении сервитута направить обладателю  сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях.

10. Обладатель сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю участка проект соглашения об осуществлении сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения.

11. Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем участка решения об установлении сервитута в суде, плата за сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения участка. В указанном случае обладатель сервитута, внесший плату за сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять сервитут до заключения соглашения об осуществлении сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.

12. Правообладатель участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя сервитута заключить соглашение об осуществлении сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Размер платы за сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с пунктом 9 статьи 39.46 или пунктами 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за сервитут. Рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению сервитута в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

13. В случае оспаривания правообладателем участка решения об установлении сервитута обладатель сервитута направляет проект соглашения об осуществлении сервитута, вносит плату за сервитут в депозит нотариуса и приступает к осуществлению сервитута на условиях, указанных в пункте 11 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении требования правообладателя участка об оспаривании решения об установлении сервитута.

14. В случае предоставления гражданам и (или) юридическим лицам участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обремененных сервитутом, такие лица вправе требовать от обладателя сервитута заключения предусмотренного настоящей статьей соглашения об осуществлении сервитута. При этом указанные лица не вправе требовать плату за сервитут. Если соглашение об осуществлении сервитута не заключено, обладатель сервитута осуществляет сервитут на условиях, указанных в решении об установлении сервитута.

На Оглавление

Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом

1. Если осуществление сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования участка (его части) и (или) расположенного на таком участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43  Земельного кодекса, правообладатель участка и (или) правообладатель расположенного на таком участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды участка, договора безвозмездного пользования участком, прекращением прав на участок.

2. Требования о выкупе объектов недвижимости, возмещении убытков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются к обладателю сервитута, а при наличии нескольких сервитутов к обладателю того сервитута, осуществление которого стало наиболее обременительным для использования участка.

На Оглавление

Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. В целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием участка для публичных нужд, сервитут может быть установлен по ходатайству правообладателя подлежащего реконструкции инженерного сооружения или лиц, указанных в статье 56.4  Земельного кодекса.

2. В случае установления сервитута по ходатайству лиц, указанных в статье 56.4  Земельного кодекса, после завершения реконструкции инженерного сооружения обладателем сервитута становится правообладатель указанного инженерного сооружения. При этом условия осуществления сервитута не изменяются и внесение изменений в решение об установлении сервитута не требуется. В течение пяти рабочих дней новый обладатель сервитута уведомляет об этом правообладателя участка, в отношении которого установлен сервитут.

На Оглавление

Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

1. Обладатель сервитута вправе приступить к осуществлению сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47  Земельного кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.

2. В случае, если сервитут установлен в отношении участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель сервитута вправе приступить к осуществлению сервитута после внесения платы за сервитут в соответствии с решением об установлении сервитута.

3. Обладатель сервитута вправе в установленных границах сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в том числе:

1) осуществлять доступ на участок по графику, установленному соглашением об осуществлении сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;

2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;

3) осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления сервитута, в целях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 статьи 39.37  Земельного кодекса;

4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю сервитута;

5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного сервитута.

4. Обладатель сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на участке и (или) землях в связи с осуществлением сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении сервитута.

5. Обладатель сервитута вправе требовать от правообладателя участка или иных лиц соблюдения ограничений, установленных сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен сервитут.

6. В связи с реконструкцией, влекущей изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, обладатель сервитута вправе самостоятельно уточнить местоположение границ сервитута при соблюдении следующих условий:

1) общая площадь сервитута не увеличивается;

2) действие сервитута не распространяется на участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены сервитутом;

3) расстояние от инженерного сооружения до границы сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния;

4) такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений.

7. Для уточнения границ сервитута в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи обладатель сервитута обращается с соответствующим заявлением в орган регистрации прав с приложением уточненного описания местоположения границ сервитута.

8. Обладатель сервитута обязан привести участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого был установлен сервитут, или в случаях установления сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 2, 5 статьи 39.37  Земельного кодекса, после завершения на участке деятельности, для обеспечения которой установлен сервитут.

9. Обладатель сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения сервитута.

10. Переход прав на инженерное сооружение, принадлежащее обладателю сервитута и расположенное в границах сервитута, влечет за собой переход сервитута к новому собственнику инженерного сооружения. При этом такой переход не является основанием для изменения условий осуществления сервитута.

11. Обладатель сервитута вправе отказаться от осуществления сервитута в любое время, при этом такой отказ не освобождает его от обязанностей, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи.

12. Обладатель сервитута вправе до окончания срока сервитута обратиться с ходатайством об установлении сервитута на новый срок.

На Оглавление