Родное Рехколово
 

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

3. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Комментарий к статье 4

Напомним, что Закон N 66-ФЗ предусматривал возможность создания объединений садоводов, огородников и дачников не только в организационно-правовой форме некоммерческого товарищества, но также и в форме потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств. Отдельные субъекты права законодательной инициативы предлагали сохранить ранее существовавшие организационно-правовые формы и при подготовке Закона N 217-ФЗ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Таблица поправок к проекту Федерального закона N 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отклоненных при рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении / Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1160742-6&02.

Вопрос об организационно-правовых формах объединений садоводов и огородников при разработке нового Закона являлся одним из самых сложных, поскольку садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, которые составляют наибольшее число в сравнении с потребительскими кооперативами и некоммерческим партнерствами, со вступлением в силу Закона N 99-ФЗ оказались в сложной ситуации <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2016. N 3. С. 93 - 109; Бутовецкий А.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества как товарищества собственников недвижимости (новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации) // Право. Журнал высшей школы экономики. 2014. N 4. С. 90 - 100; Воронина Н.П., Наумова Г.И. К вопросу об организационно-правовой форме коллективного садоводства, огородничества и дачного строительства // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. N 1. С. 124 - 132.

Следует признать, что в Законе N 217-ФЗ так до конца и не удалось разрешить задачу, поставленную ГК РФ в 2014 г., когда было объявлено, что садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества должны стать товариществами собственников недвижимости, которые могут быть созданы только собственниками земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 123.12 - 123.14 ГК РФ).

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ товарищество собственников недвижимости является некоммерческой организацией, то есть оно не имеет основной целью своего создания и деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами) (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Товарищество собственников недвижимости также является корпоративной организацией (корпорацией), то есть ее учредители (участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют ее высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

С вступлением в силу Закона N 99-ФЗ в первую очередь возникли вопросы относительно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, которые:

1) имеют в своем составе членов, не являющихся собственниками земельных участков и объектов недвижимости - к примеру, тех, кому садовые, огородные или дачные земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды при отсутствии на них объектов капитального строительства, право собственности на которые зарегистрировано за гражданами;

2) созданы гражданами, которые только собираются приобрести садовые, огородные или дачные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и, соответственно, не могут являться собственниками земельных участков на момент создания соответствующих товариществ;

3) состоят из членов, которым предоставлены земельные участки, ограниченные в обороте.

Фактически новый Закон в вопросе об организационно-правовых формах объединений садоводов и огородников оказался "заложником" положений ГК РФ, однозначно указывающих на возможность создания товариществ собственников недвижимости исключительно собственниками недвижимости и никем иным, что, в частности, отмечалось и на стадии рассмотрения Закона - в стадии законопроекта в первом чтении <1>.

--------------------------------

<1> См.: Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям по проекту Федерального закона N 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1160742-6&02.

Что же получилось в новом Законе?

Во-первых, законодатель не отказался от положений ГК РФ, объявив садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества видом товарищества собственников недвижимости. Во-вторых, с 1 января 2019 г. создание объединений садоводов и огородников с использованием организационно-правовых форм потребительского кооператива, а также ассоциации (союза), видом которого является некоммерческое партнерство, Законом не предусматривается.

В соответствии со ст. 7 Закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение снабжения тепловой и электрической энергией, водой, газом, обеспечение водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства, охраны и пожарной безопасности территории садоводства или огородничества, а также иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

При этом товарищество может быть создано для указанных целей гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.

Как видно, окончательно преодолеть конфликт с положениями ГК РФ в новом Законе так и не получилось. Вместе с тем отрицание на законодательном уровне возможности создания товариществ для целей приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вряд ли могло бы быть поддержано самими гражданами, хотя, безусловно, вопрос о поиске альтернативных моделей ведения коллективного садоводства и огородничества в рамках обсуждения нового Закона мог бы оказаться на повестке дня <1>. Однако этого не случилось.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Коллективное садоводство, огородничество и дачное хозяйство: есть ли альтернатива юридическому лицу? // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 10.

Частично преодоление указанного конфликта между положениями ГК РФ и комментируемого Закона лежит в плоскости применения норм п. 4 ст. 49 ГК РФ о том, что законами могут быть установлены особенности гражданско-правового положения отдельных видов юридических лиц. Вместе с тем представляется, что на современном этапе развития законодательства и научной мысли следует задуматься о том, насколько такие "особенности" могут отличать положения специальных законов от общих норм ГК РФ.

Как раз комментируемый Закон в части установления возможности создания товариществ собственников недвижимости лицами, не являющимися собственниками недвижимости (граждане, которым земельные участки принадлежат на иных правах или только желающие приобрести садовые или огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), и предусматривает эти особенности, не только непосредственно не вытекающие из норм ГК РФ, но даже напрямую опровергающиеся ими.

Ранее на практике требовала дополнительного разъяснения и ситуация, когда садовый, огородный или дачный земельный участок передавался его собственником в аренду или в безвозмездное пользование другому гражданину, в связи с чем как у собственника, так и у арендатора или ссудополучателя такого земельного участка возникали прямые правовые основания для того, чтобы стать членом объединения. В подобных случаях представлялось, что, поскольку аренда или безвозмездное пользование имеют срочный характер, а право участия (членство) в объединении не ограничивается какими-либо временными рамками (прекращается только по причине добровольного выхода, принудительного исключения либо смерти), право участия (членство) должно быть сохранено именно за собственником земельного участка.

Данную позицию подтвердил и комментируемый Закон, исключив возможность участия в садоводческом или огородническом товариществе гражданина, которому садовый или огородный участок, находящийся в частной собственности иного лица, предоставлен в аренду или в безвозмездное пользование.

Не меньше вопросов возникало и в случае, если садовый, огородный или дачный земельный участок переходил в общую долевую собственность нескольких лиц, поскольку было непонятно, кто именно из них может быть принят в члены объединения (один участник долевой собственности, несколько участников или все собственники земельного участка). Однако на данный вопрос комментируемый Закон ответа не дал, в связи с чем на практике такой вопрос может разрешаться следующим образом:

1) достижение соглашения о том, каким образом данный земельный участок будет использоваться участниками общей долевой собственности (ст. 247 ГК РФ), после чего может быть решен вопрос о порядке реализации права участия (членства) в садоводческом или огородническом товариществе;

2) приобретение права участия в товариществе одновременно всеми собственниками садового или огородного земельного участка.

Оставив для садоводов и огородников только организационно-правовую форму некоммерческого товарищества, законодатель предусмотрел ряд переходных положений для ранее созданных некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Ранее созданные некоммерческие партнерства садоводов, огородников и дачников признаются соответственно некоммерческими садоводческими или огородническими товариществами. Данные объединения должны привести свои уставы в соответствие с новым Законом (ч. 1 - 5 ст. 54 комментируемого Закона). Аналогичным образом свой устав в соответствие с Законом должны привести и дачные потребительские кооперативы.

В свою очередь, от садоводческих и огороднических потребительских кооперативов, деятельность которых до 1 января 2019 г. является предметом регулирования двух Законов (Закона N 66-ФЗ и Закона N 193-ФЗ), законодатель требует определиться, какие именно цели будут в дальнейшем преследоваться данными юридическими лицами. Для этих кооперативов предусматривается два варианта: либо преобразование в товарищество собственников недвижимости (то есть изменение организационно-правовой формы), либо приведение устава в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации в случае принятия членами кооператива решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

Нельзя не отметить и новый важный принцип, предусмотренный Законом N 217-ФЗ, заимствованный из положений ЖК РФ (ч. 1 ст. 136). Данный принцип исключает возможность одновременного существования нескольких садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных для целей управления общим имуществом в границах одной территории ведения садоводства или огородничества, что направлено на обеспечение единых принципов управления данной территории и ранее не предусматривалось Законом N 66-ФЗ.

Часть 3 комментируемой статьи ответила на ранее относившийся к числу дискуссионных вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества видом товарищества собственников недвижимости или не являются таковыми <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Место садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ в системе некоммерческих организаций в свете реформы гражданского законодательства // Применение права в России и мире: теория и практика. Муромцевские чтения: Сборник трудов XVI Международной научной конференции. Москва, 21 апреля 2016 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Л.И. Глухаревой, Е.Ю. Князевой. М.: РГГУ, 2016. С. 205 - 211.

На Оглавление