Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Мамаев курган

Из истории кургана: Cвоё имя Мамаев курган получил еще в период татаро-монгольского ига. Уже в те времена он был важнейшей высотой – тут находилась застава, основанная ханом Мамаем. Этот дозор охранял от вражеских атак столицу ханства Сарай-Берке, около сотни лучших воинов из личной охраны Хана несли службу на кургане. Но сотрудники музея «Сталинградская битва» придерживаются другой точки зрения. Они считают, что никаких застав Мамая здесь никогда не было.

«До войны местные жители именовали эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло».

После открытия мемориальный комплекс называли просто «Курганом славы». Нынешнее же название первый раз появилось в высказывании автора мемориала Е.В. Вучетича.

В период Великой Отечественной войны Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать не только город, но и Заволжье,а так же переправы через Волгу. Высота 102 — так обозначали курган на военных топографических картах.  Это место известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых сражений второй мировой войны. Но не менее серьёзные бои велись и в других частях городской обороны – на Лысой горе, в «овраге смерти», на «острове Людникова»…

Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков

На фото воин с победным флагом на вершине Мамаева кургана

По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Но идея строительства памятника в честь великого сражения появилась сразу после окончания битвы. Открыли конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве, в ходе которого были выдвинуты различные варианты – от простенького танка на постаменте до сохранения опустошенного, мёртвого Сталинграда в виде гигантского памятника Битве. Но разве может мёртвый город быть памятником Великой Победе?

Предполагалось, что изрытый траншеями и начинённый смертоносными бомбами, Мамаев курган мог сам по себе быть памятником, но еще при Сталине было очевидно, что в Сталинграде будет построен большой мемориальный комплекс. сам Сталин и назначил его будущего автора – Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане стартовало масштабное строительство. Колоссальный размах и сложность проектов монументов потребовали долгих сроков для его воплощения в жизнь. Закончено строительство было лишь 15 октября 1967 года, когда памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был в торжественной обстановке открыт. Это самый большой монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, когда-либо построенных в мире. Совокупная площадь комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 гектаров. Еще одно достижение заключается в том, что здесь впервые в практике сооружения монументов был использован железобетон

Мамаев курган – огромная архитектурно-скульптурная композиция, связанная общим замыслом и идеей. Протяжённость всего комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 километра. Памятник композиционно составлен из архитектурных звеньев, как бы нанизанных на общую ось. Друг за другом, один уровень сменяется другим, по мере подъёма появляются все новые составляющие композиции. Над проектом Мамаева кургана трудился коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под управлением Е.В. Вучетича

Торжественная речь Вучетича по завершении строительства:

«… Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.» Е.В. Вучетич

Со времен своего открытия Мамаев курган сильно изменился. К 50-летию Победы открылось воинское мемориальное кладбище, где перезахоронены останки воинов, которые все ещё продолжают находить поисковые отряды. В 2005 году здесь появился свой храм – храм Всех Святых. В январе 2008 года памятник-ансамбль передали в федеральную собственность, что позволило в несколько раз повысить финансирование, и сейчас у Мамаева кургана появился шанс продолжить развитие. Одним из приоритетов является открытие на Мамаевом кургане выставочного зала, посвященного сражению на Мамаевом кургане – экспонатов для него в музее-панораме «Сталинградская битва» накопилось огромное количество. Ещё одним направлением развития является облагораживание и открытие для туристов малоизвестных мест на Мамаевом кургане, таких как родник жизни, дзоты.

А теперь подробнее по порядку обо всех композициях ансамбля «Героям Сталинградской битвы»:

 

1. Вводная композиция-горельеф «Память поколений»

На Входной площади расположена вводная многофигурная скульптура «Память поколений». Она являет из себя каменную стену, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести героическим защитникам Сталинградской земли. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение

Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям.  В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска

 

2. Аллея пирамидальных тополей

На Аллею пирамидальных тополей выводит широкая лестница. Аллея проложена по гребню искусственной земляной насыпи, возвышающейся на 10 м, над входной площадью — проспектом им. В. И. Ленина. Протяженность Аллеи — 223 м, ее ширина — 10м. Пешеходная часть выложена гранитными плитами на бетонной подушке. Склоны насыпи имеют травяной покров, посажены кустарники, деревья. Аллея выводит на площадь "Стоять насмерть"

 

3. Площадь "Стоять насмерть".

С Аллеи тополей плавная трехметровая гранитная лестница ведет на площадь "Стоять насмерть". Площадь символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В её центре расположен бассейн со скульптурой "Стоять насмерть" высотой 16,5 м. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору. Воин-богатырь – это глубоко эмоциональный, обобщённый образ нашего советского народа. Скульптура находится в центре круглого бассейна, диаметром 35,2 м, заполняемого в летнее время водой. Площадь размером 65 х 65 м имеет гранитное покрытие, а по краям — травяной покров и деревья.

 

4. Стены-руины.

Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя дополняют эффект. Мы слышим голос Ю. Левитана, диктора Всесоюзного радио. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы и пр. Поднимаясь по гранитной лестнице к Площади героев, посетитель рассматривает "Стены-руины", уменьшающиеся и сходящиеся в далекой перспективе. В барельефном изображении руин с фигурными композициями, документальными надписями, звуковым оформлением передан общий дух Сталинградской битвы, выражено душевное состояние ее участников. Длина стен 46 м, высота достигает 18 м. Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий

Фрагмент стен-руин

 

5. Площадь Героев.

Площадь героев размещена между стенами-руинами и подпорной стеной с монументальным рельефом. Площадь разрезана огромным прямоугольным бассейном размером 25,6 х 86 м, который в летнее время заполняется водой

С левой стороны развернулось знамя с надписью: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!" Длина знамени более 100 м.

Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев. Все скульптурные группы двухфигурные, выполнены из монолитного железобетона высотой 6 м, установлены на постаменты высотой 1 м, площадью 2,1 х 2,4 м, облицованы гранитом

 

6. Монументальный рельеф

Площадь героев завершается подпорной стеной. На гладкой поверхности стены, площадь которой около 1 тыс. кв. м (длина — 160м, высота — 10 м), художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге победителей. Картина выглядит объемно и завершенно, рассказывает о героической истории великого подвига славянского народа

 

7. Зал Воинской славы

С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы. Зал воинской славы — цилиндрической формы здание, внутренний диаметр которого 42 м, высота 13,5 м. В центре перекрытия — круглый проем диаметром 11 м, с приподнятым железобетонным перекрытием. На фоне золотой смальты по всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени, выполненные также из золотой смальты. На этих мозаичных знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). Над знаменами — широкая лента с надписью:

"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"

Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы. Спиральный пандус подъема ведет к Площади скорби. Вокруг Зала воинской славы возвышаются 9-метровые пилоны с портретными изображениями советских воинов всех родов войск. На пяти пилонах — гранитные плиты с фрагментами текстов приказов Верховного Главнокомандующего.

 

8. Площадь Скорби.

На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей.

Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. И в то же время это гневный протест против войн, уносящих миллионы молодых жизней

 

9. Главный монумент «Родина-мать зовет!»

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. «Родина-мать» сделана из блоков железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей

 

10. Воинское мемориальное кладбище.

Останки советских солдат, пожертвовавших собой в Сталинградской битве находят и по сей день. Поисковые отряды ведут раскопки в местах ожесточенных боев, некторые обнаруживают случайно, при проведении земляных работ. К 50-летию Победы было принято решение перезахоронить останки найденных воинов на Мамаевом кургане. С этой целью постановлением Администрации Волгоградской области от З0 сентября 1994 года на северном склоне Мамаева кургана был заложен комплекс воинского мемориального кладбища. 8 мая 1995 года в торжественной обстановке была открыта 1-я очередь Мемориального кладбища, где в настоящее время перезахоронены останки погибших воинов 109 именных и 502 в двух братских могилах, имена которых не установлены. На стене памяти на 540 плитах увековечены 6480 имен павших защитников Сталинграда. Список этот пополняется, планируется увековечить память примерно 38 тысяч советских солдат и офицеров, захороненных в братских могилах. К 60-летней годовщине Победы была проведена реконструкция мемориального комплекса. Алюминиевые плиты стены Памяти были заменены на гранитные, облачены в гранитные плиты из черного мрамора братские могилы. Уложены брусчаткой аллеи, благоустроены массовые и индивидуальные захоронения, в целях охраны и безопасности установлены камеры видеонаблюдения. В 2006 году закончены работы по возведению на мемориальном кладбище часовни. Когда в 1996 году мемориальное кладбище еще только проектировалось, на бумаге уже было отмечено место для часовни. Но тогда, к 50-летию Победы под руководством генерала Рохлина была сделана только часть задуманного. А уже к 60-летию Победы приняли решение – на окраине кургана, прямо напротив мемориала возвести священное строение. Так на Мамаевом кургане появилась храм-часовня Святой Владимирской иконы Божьей Матери. 21 марта на часовне возвели купол с крестом

В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес России, победив в финале конкурса «Семь чудес России»

Источники