Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Царское село: Камеронова галерея

Камеронова галерея расположена на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка, на склоне холма, разделенного в XVIII веке на четыре площади - террасы.

Высота галереи соответствует высоте Екатерининского дворца, но т. к. она стоит на пологом холме, то ее нижний этаж, сделанный из пудостского камня, неодинаков по высоте торцов: по мере удаления от Екатерининского дворца он значительно повышается, что достигается за счет постепенного увеличения высоты цоколя, составленного из тесаных блоков.

 

 

Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами. Простенки между арочными окнами выложены грубо обработанным камнем.

Нижний этаж галереи служит основанием, на котором возвышается легкая колоннада второго этажа, поднятая на высоту Екатерининского дворца.

Второй этаж отличается легкостью и грациозностью. Сопоставление аркад нижнего и верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею архитектора об извечном контрасте бытия.

 

 

Широкая колоннада из 44 колонн предназначалась для прогулок и философских бесед. Ч. Камерон, отступив от принятых пропорций в соотношении высоты колонн и интервалов между ними, несколько увеличил расстояние между колоннами.

 

 

Мотив четырехколонных портиков повторен на галерее несколько раз. Портики, поддерживающие фронтоны колоннады, украшают основные входы на галерею с восточной и западной сторон. На вытянутых в длину северных и южных фасадах портики такие же повторяются дважды, но уже с декоративной целью. Фриз и карниз решены в строгих классических традициях: фриз, в виде широкого пояса, украшенного изящными венками, карниз — львиными масками.

Строительными работами руководил архитектор Конторы строений Царского Села И. Неелов. В период строительства Камероновой галереи изменения были внесены только при создании лестницы, ведущей на второй этаж. В первоначальном проекте лестница поднималась из парка лишь до помещений первого яруса. Два верхних марша, ведущие на колоннаду, были добавлены позднее по распоряжению императрицы Екатерины II. Спроектированные Ч. Камероном лестничные марши соединили нижний этаж с колоннадой.

Изменения, внесенные в проект лестницы, повлекли за собой изменения в рисунке решетки галереи. По первоначальному проекту предполагалось украсить галерею железной решеткой с позолотой. Новая решетка, сохранившаяся до наших дней, выкрашена в белый цвет. Она огибает колоннаду и спускается вниз по лестничным маршам. Камерон гениально просто решил монументальную лестницу и украсил ее устои двумя колоссальными статуями Геркулеса и Флоры, отлитыми из бронзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Галерея вместе с другими тремя сооружениями - Агатовыми комнатами, Висячим садом и пандусом (спуск в парк) - составляют единый ансамбль, по праву занимающий место в числе лучших произведений русской классической архитектуры. Весь этот комплекс создан по проекту Чарлза Камерона в 1780 - 1795 годах, в период расцвета русского классицизма. Камерон сумел мастерски включить новые сооружения в уже сложившийся к этому времени комплекс дворца и парка.

Продолжеие >>

Государственный музей-заповедник „ЦАРСКОЕ СЕЛО“
Официальный сайт