Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Александровский парк

 

Со времени постройки Царского Села известен Зверинец - дикий парк, куда свозились животные для царской охоты. Именно Зверинец стал предшественником нынешнего Александровского парк. История императорского Александровского парка восходит к первым годам созидательных работ в Сарской мызе, когда на будущей парковой местности заводились охотничьи угодья, пруды со щуками, сооружались оранжереи, мельница.

Название связано с именем его создателя — императора Александра I, по замыслу которого парк получил целостный облик.

 

 

Замечание С.Н. Вильчковского о том, что, «унаследовав от Великой Екатерины любовь к садоводству, император Александр I довел оранжереи и парки Царского Села до необыкновенной степени совершенства», прежде всего можно отнести к двум паркам — Александровскому и Баболовскому.

Государь любил гулять в парке, продолжая традицию садовых прогулок, заведенную еще Екатериной II. Ему даже удалось воплотить в пейзажной композиции некоторые свои идеи.

Александровский парк примыкает к парадному входу в Екатерининский дворец и занимает площадь около 200 гектаров. Этот живописнейший сад находится в ведении Государственного Музея-Заповедника «Царское село».

 

 

Центральный вход в парк находится как раз напротив Большого дворца. Попасть в него можно с двух сторон: через ворота, расположенные напротив Александровского дворца, или пройдя по тропинке через арку Большого Каприза. Но несмотря на близость к Екатерининскому парку, Александровский парк очень сильно от него отличается: это объясняется и историческими, и природными факторами. Александровский парк подразделяется на пейзажный парк и Новый сад.

Новый регулярный сад должен был стать продолжением Екатерининского парка со стороны парадного плаца и Золотых ворот перед дворцом.

Появление Нового сада относят к 1740-м годам. Если пройти в сад по Большому Китайскому мосту, можно попасть на его главную аллею — липовую. Эта аллея, пересекаясь с просекой, представляет собой крест. Именно этот крест ровно разделяет Новый сад на четыре совершенно одинаковых квадрата: такое деление является основной задумкой в планировке сада.

В том квадрате, что находится слева от Китайского моста, располагается куртина «Грибок». А вот пруды и полуостровки правого квадрата, к сожалению, практически не сохранились. Легенда гласит, что дубы, посаженные вокруг этих прудов, были выращены из желудей, собранных на могиле Линкольна. В центре третьего квадрата располагается гора-насыпь «Парнас», а в центре четвертого — Китайский театр. Крестовый канал, вырытый в 1748—1749 годах, охватывает все четыре стороны.

 

 

Авторство проекта Нового сада принадлежит архитектору Н. Жирару. Но реализацию в жизнь его задумки осуществили мастера М. А. Кондаков и К. Шрейдер. Однако строительство сада так и не было окончательно завершено. Постройка второй части парка — пейзажной — была воплощена архитекторами И. Ивановым и А. Менеласом. Вся зона парка заполнена постройками в стиле средневековой готики — Арсенал, Шапель и другие.

 

 

Сегодня облик Нового сада очень сильно изменился. Некогда стройные ряды липовых деревьев и широких аллей сменились традиционными хаотично разросшимися деревьями.

В 1792 году вблизи Нового сада началось возведение Александровского дворца под руководством архитектора Дж. Кваренги.

Благодаря этому строительству начались работы по перепланировке сада. Он стал похожим на английские пейзажные парки конца XVIII века. Именно организация пейзажной части в Александровском парке стала завершающим этапом во всем обустройстве Царскосельского парка.

 

 


"Третий" Ламской мост

Пейзажный парк возник на месте девственного леса, который изначально подступал почти к самому дворцу. Он назывался Зверинцем и использовался для царской охоты.

 

Использованы материалы из книги Э. В. Трускинова «Прогулки по Пушкину» (Санкт-Петербург, 2008)

Государственный музей-заповедник „ЦАРСКОЕ СЕЛО“
Официальный сайт