Дом, и мир прекрасный вокруг

Сад маркиза (2)

Слово азулежу или азулейжос («zulaycha», «zuleija») имеет арабское происхождение и означает – маленький полированный камушек. Искусство азулежу пришло в Португалию в 15 веке из мавританской Испании. Керамические изразцы использовались для декорации помещений в государствах древнего Востока, России, Италии и Голландии. Но только в Португалии искусство азулежу достигло поистине всенародного признания и стало неотъемлемой частью национальной архитектуры. Менялись мода и стили, вместе с ними менялись техника, мотивы и темы азулежу. Менялась колористика изразцов, переходя от полихромного многоцветья древнего Востока к монохромным сочетаниям белого и голубого, пришедшим из Голландии и обратно, к полихромной цветовой гамме, только более нежных оттенков.

Залы дворца поражают разнообразием сюжетов и качеством изразцовых панелей. Однако более всего нас привлекали картины сада, открывающиеся из окон дворца. Да и что может быть интереснее для ландшафтного архитектора, чем сад, до селе невиданный и столь необычный в своем сине-белом наряде. Кажется, что многочисленным изразцам стало тесно в стенах дома, и они выплеснулись наружу и разбежались по ландшафту. Заинтригованные приоткрывшимися пейзажами, мы, наконец, вышли на приподнятую над садом террасу, соединяющую внутренние помещения с часовней. Терраса, богато декорированная мраморными статуями, изразцами и барельефами, полностью оправдывает свое название «Галерея искусств». Скрытая от палящих лучей солнца роскошными деревьями, в одном из которых мы с удивлением узнали стрелицию, терраса манит своей прохладой и умиротворенностью, приглашая присесть на одну из многочисленных мраморных скамеечек. Сквозь кроны деревьев просвечивает ярко-синий декор небольшого камерного садика, примыкающего к южному фасаду дворца, тенистые тропинки зовут спуститься в сад – «Сад Венеры».

Но прежде, чем мы войдем в Сад Венеры – еще одна остановка в самой старинной части дворца - часовне. Фасад часовни украшен разнообразной мозаикой, собранной из осколков фарфоровой посуды, раковин, минералов, которая может многое рассказать о посещении дворца королем, но свято хранит свои тайны. После приема короля вся посуда, на которой он ел, разбивалась, чтобы никто не мог воспользоваться ею снова. Из этих осколков создавали удивительную мозаику.

Из часовни по крытой лестнице мы спускаемся в Сад Венеры, к самой интересной его части, окруженной синими, поросшими мхом стенами, где расположен грот, получивший название Дом Прохлады "Casa do Fresco” и декоративный бассейн с фонтаном перед ним. В этом самом дальнем, тенистом уголке действительно царит ощущение прохладной свежести, которое поддерживается холодными оттенками синей гаммы. Фонтан в тот день не работал, но не трудно представить, как купидоны верхом на дельфинах, словно в пене морской, парят в брызгах воды, когда фонтан действует. Морская тематика присутствует в азулежу, декорирующих стены бассейна, спинки скамеек, стены грота. Сам грот, усиливая ощущение прохлады, таинственным темным зевом манит заглянуть вглубь, в сердце, где находиться источник воды. Пышный стиль итальянского барокко наложил отпечаток роскоши на оформление грота. Интересно, что в переводе с португальского «perola barroca» - жемчужина неправильной формы. Грот с фонтаном – настоящая жемчужина, спрятанная в перламутровой раковине сада.

 

 

 

 

1 2 3 4 5

Ландшафтный архитектор
Борисова Наталья

Источник