Базилика Святого Сердца (Le Sacre-Coeur) в Париже

Базилика Сакре-Кёр (французский язык: Basilique du Sacré-Cœur — «базилика Святого Сердца», — римская католическая базилика, посвященная Святому сердцу Христа.

Идея построить церковь, посвященную Сердцу Христа, зародившаяся после французской Революции в среде ультракатоликов и легитимистов-роялистов, была реализована после франко-прусской войны и последующего восстания Парижской Коммуны в 1870-1871 годах.

 

 

Хотя теперь считается, что ее построили в память о 58 000 погибших во время войны, в декрете Национального собрания от 24 июля 1873 года, принятом в ответ на запрос архиепископа Парижа, утверждается, что это сооружение станет «искуплением преступлений коммунаров». На Монмартре произошло первое восстание Коммуны и многие отчаянные коммунары при отступлении погибли в подземных галереях бывших гипсовых шахтах, входы в которые были взорваны солдатами Версаля.

После этого обе стороны убили захваченных заложников. Казненного коммунарами архиепископа Парижа Жоржа Дарбоя (Georges Darboy) Католическая церковь признала мучеником. Утверждают, что его преемник Жибер (Guibert), поднявшись на холм Монмартр в октябре 1872 года, увидел, как тучи расступились, и появилась надпись: «Здесь, именно здесь, покоятся мученики, именно в этом месте Святое Сердце должно воцариться и призвать к себе».

 

 

24 мая 1873 года, в период застоя после отставки правительства Адольфа Тьера (Adolphe Thiers), Франсуа Пи (François Pie), епископ Пуатье, заявил, что «час Церкви пробил» и народ жаждет духовного возрождения. Это выражалось в «Господстве моральных принципов» Третьей республики, объединившей католические и светские учреждения в рамках «проекта религиозного и национального возрождения, предусматривавшего восстановление монархии и защиту Рима в пределах культурной структуры официального благочестия».

При этом базилика Сакре-Кёр должна была стать главным триумфальным памятником на все времена. Сразу после отставки Тьера 24 июля был принят Декрет, утвердивший постройку базилики как «залог народного единства». Церковь представила возведение этого сооружения как Национальный обет (Voeu national), поэтому из всех районов Франции стали поступать средства на его строительство.

 

 

Посвятительная надпись на Базилике является своего рода выполнением клятвы, данной Александром Лежантилем (Alexandre Legentil) и Убером Рого де Флери (Hubert Rohault de Fleury), скрепленной архиепископом Парижа Жозе-Ипполитом Гибером (Joseph-Hippolyte Guibert). Строительство этого здания продолжалось много лет.

На основании закона об общественных сооружениях для строительства базилики был выделен участок земли на вершине Монмартра. В конкурсе на лучший проект здания с участием 77 архитекторов победу одержал Поль Абади (Paul Abadie). После длительного сбора средств на постройку первый камень базилики заложили только 16 июня 1875 года.

 

 

В 1880 году в Муниципальном совете разразились жаркие дебаты по поводу этого строения, которое называли «постоянным подстрекательством к гражданской войне», и решался вопрос об отмене закона 1873 года, предоставляющего права собственности. Когда летом 1882 года этим вопросом занялась Палата представителей, архиепископ Гибер выступил в защиту базилики, а Жорж Клемансо (Georges Clemenceau) заявил, что это сооружение клеймит позором Революцию.

Закон отменили, но здание удалось сохранить с помощью специально введенной поправки, а на следующей сессии это постановление  вообще не рассматривалось. В 1897 году оформление интерьера базилики практически завершилось, а в ее помещениях в течение шести лет проводились службы, была предпринята новая попытка остановить строительство.

 

 

Сооружение построено в свободно интерпретированном романо-византийском стиле, необычном для того времени и являвшимся сознательным противопоставлением излишкам необарроко Оперы Гарнье, упоминавшейся на конкурсе.

Многие структурные элементы базилики в символической форме отображают националистические идеи: портик с тремя арками украшен двумя конными статуями французских святых - Жанны д'Арк (1927) и короля Людовика IX Святого, выполненных в бронзе Ипполитом Лефевром (Hippolyte Lefebvre); а 19-тонный колокол Савоярд (одних из самых тяжелых в мире), вылитый в 1895 году в Аннеси, напоминает об аннексии Савойи в 1860 году.

 

 

В 1884 году практически сразу после закладки фундамента Абади скончался, и его работу продолжили пять архитекторов: Оноре Доме (Honoré Daumet) (1884-1886), Жан-Шарль Лэсне (Jean-Charles Laisné) (1886-1891 гг.), Анри-Пьер-Мари Ролен (Henri-Pierre-Marie Rauline) (1891-1904 гг.), Люсьен Мань (Lucien Magne) (1904-1916 гг.) и Жан-Луи Уло (Jean-Louis Hulot) (1916-1924 гг.). В 1914 году, когда началась война базилику еще не достроили; ее официально освятили в 1919 году после окончания Первой мировой войны, при этом изменив национальную символику сооружения.

 

 

Средства на строительство в размере 7 миллионов французских франков, полностью собранные за счет частных пожертвований, были израсходованы еще до появления наземной части здания. 3 марта 1876 года была освящена временная часовня, в которой верующие жертвовали деньги на возведение базилики.

Дарителей поощряли тем, что позволяли «приобрести» личные колонны или другие небольшие части здания, такие как кирпич. Через некоторое время Национальное собрание объявило, что государство решило полностью профинансировать строительство этого сооружения. Таким образом, возведение базилики продолжалось с 1875 по 1914 год, а ее освящение состоялось после окончания Первой мировой войны.

 

 

Современный историк Дэвид Харви (David Harvey) отмечает, что до сих пор слышны отголоски «истории мучений Базилики». В феврале 1971 года преследуемые полицией демонстранты укрылись в Базилике и в листовках призвали своих радикальных товарищей присоединяться к ним в церкви, «построенной на телах коммунаров, чтобы стереть память о красном флаге, который слишком долго развивался над Парижем».

Сакре-Кёр построена из травертина, добытого в Шато-Ландон (Сен-э-Марн) (Château-Landon (Seine-et-Marne)), во Франции. Этот камень постоянно источает кальцит, поэтому здание остается белым даже под действием природных осадков и загрязняющих выбросов  в атмосферу.

 

 

Мозаика апсиды базилики под названием «Христос во славе» является одной из самых больших в мире.

Около базилики расположен сад с фонтаном,  в котором можно спокойно  помедитировать. С вершины купола взорам посетителей открывается захватывающий панорамный вид на Париж (в основном на районы, расположенные к югу от базилики).

Источник: via