Дом, и мир прекрасный вокруг

САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Лекция: "САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" - Часть 8

Сады модерна, о которых я вкратце рассказала, на самом деле не могут полностью охарактеризовать эту эпоху. Она была настолько густой, концентрированной, богатой различными художественными течениями, что этих садов им было мало.

И вот "Неистовый Шура", каково было прозвище Александра Николаевича Бенуа, публикует в журнале "Мир искусства" (1902г.) статью "Живописный Петербург". Через два года в этом же журнале появляется статья Баженова "Московский классицизм". И вот, как писал искусствовед Георгий Лукомский, друг Александра Бенуа и один из идеологов объединения "Мир искусства": "…под влиянием нескольких сильных волею и убеждением людей наступал возврат в прошлое".

Конечно, этот возврат не был буквальным, потому что изменилось всё вокруг.

Художники той эпохи были виртуозными стилизаторами. Неоклассицизм не просто "новый", не просто неоклассицизм, а скорее "постклассицизм" по аналогии с постмодернизмом.

И в особняках, и в саду широко использовались различные литературные и исторические ссылки, реминисценции, цитаты и так далее. Они стремились делать сады ретроспективными и создавать впечатление времени классицизма, а ни в коем случае не буквальное повторение классических элементов, отдавая дань собственному любованию тем временем.

Возможно, они и хотели бы создать "…милый садик мой, приют моей беспечной лени", как писал Пушкин, но какая может быть беспечная лень у нового владельца сада, если он крупный промышленник или адвокат и имеет один выходной в неделю, и то не просто отдыхает, а полдня сидит в библиотеке?! Тем не менее, исторический сентиментализм, романтизация усадебного быта присутствовали безусловно.

Для иллюстрации я подобрала несколько репродукций с картин художников объединения "Мир искусства", давайте их полистаем.

Это картины А.Н.Бенуа "Водный партер" и "Зеркальце" (89, 90) и К.А.Сомова "Арлекин и дама", "Осмеянный поцелуй" и "Пастораль" (91, 92, 93).


89
А.Н.Бенуа "Водный партер"

 


90
А.Н.Бенуа "Зеркальце"

 


91
К.А.Сомов "Арлекин и дама"

 


92
К.А.Сомов "Осмеянный поцелуй"

 


93
К.А.Сомов "Пастораль"

 

На этой фотографии вы видите особняк (94), построенный Степаном Кричинским для графини Воронцовой- Дашковой в Парголово, сохранившийся до нашего времени - образец неоклассицизма.


94

Сейчас я прочту отрывок из журнала "Столица и Усадьба" за 1915 год, описание сада: "Знаете ли вы эти широкие сады, где деревья, ни разу не тронутые ножницами, растут в свою волю и все вместе. С полянками, дорожками, обрывом над речкой и одинокими скамейками. Изгородью, отделяющей этот приют дриад от промыслового фруктового сада. Все слилось в одно живое задумчивое существо…".

Садовым мастерам необходимо было создать это "живое задумчивое существо" вокруг вновь построенного особняка.

Крупномеры в то время сажать умели прекрасно. Помимо этого, в русской усадьбе существовали некие знаковые элементы, позволяющие при повторении в том или ином сочетании создать образ усадьбы и облик воспоминания. Это пруд, цветник, аллеи, беседка, скамейки, старые деревья. Из всего этого и получалось "живое задумчивое существо".

Однако, во времена Александровского Петербурга - то время, которое они вспоминали и которым любовались - не было в садах аллей из деревьев не ценных пород, то есть живущих менее 200 лет.

В XVIII веке не делали аллей из ивы или березы - сажали лиственницы, липы, дубы. А в ХХ веке начали возникать другие аллеи - цветные. Рахманинов в эмиграции вспоминал свои "белые и красные аллеи". Белая аллея была из березы, а красная - из клена Шведлера. Могли быть аллеи из ив, а могли быть и аллеи цветущие, производящие очень сильное впечатление. То есть, в спокойные задумчивые усадебные сады художники впустили экспрессию нового времени.

В саду княгини Палей в Царском селе была сиренево- жасминовая аллея.

Аллеи сажали и из роз. В имении Любвино в Подмосковье была сделана аллея, с обеих сторон засаженная розами и зимующими "альпийскими деревьями", здесь, очевидно, имелись ввиду рододендроны. Вероятно, такие сады рождали незабываемое впечатление.

Кроме того, сады были очень личными. Время "парнасов" и "эрмитажей" (с маленькой буквы), одинаковых во всех усадьбах, ушло. Стиль состоял в любовании прошлым стилем, дополненным экспрессией нового времени - глубоко личный, наполненный символами семьи.

Не могу отказать себе в удовольствии прочитать вот такую историю про гномиков. Вообще говоря, обычные скульптурные украшения того времени, которые вы видели почти на всех фотографиях, это вазы или фонтаны в центре цветника перед домом. В садах неоклассицизма могли быть также более объемные скульптурные композиции.

Но послушайте историю про гномиков. Это письмо дочери владельца сада и дома, построенного в "Александровском вкусе". Она пишет своей подруге, описывает душистый цветник около беседки и пишет следующее: “Папа не может ничего оставить без своего участия, даже наш садик. Он привез из Германии фигурки гномиков, совершенно, на мой взгляд, безвкусные, и расставил их в саду. Убирать не разрешает и обижается! Теперь гостей обязательно подводят к этим гномикам и бедный папа ждет слов восхищения. Излишне говорить, что восхищения он так и не дождался”.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10