Дом, и мир прекрасный вокруг

САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Лекция: "САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" - Часть 6

И собственно многолетники в сочетаниях друг с другом, которые также встречались мне в описаниях, воспоминаниях или рекомендациях по посадке в тех учебных материалах, которые использовали садовые школы.


61

Например, маклейя и василистник двукрылоплодный (61). Василистников в их распоряжении было достаточно - и водосборолистные различных окрасок, и "малыш" - василистник малый, и василистник Делавея.

Видовые пионы сажали: сортовые садовые гибриды располагали в цветниках около дома и в изолированных цветочных садиках, а в парковой части сада рядом с кустарниками сажали видовые пионы.


63

Еще вариант: подофил и герань темная (63). "Самобора" у них не было, а герань темная была, и ее часто сажали и любили за аккуратную форму кустика.


64

Вот классическое сочетание: чистец шерстистый и хоста (64).


65

Вот еще один видовой пион - обратнояйцевидный (P.obovata) на ковре из барвинка (65).

Этот пион почти не открывает цветок и обладает очень красивыми листьями.


66

Роджерсия и страусник (66). Страусники, кстати, пережили в садах все катаклизмы прошедшего века и благополучно дожили до наших дней. Также осталась гречиха сахалинская.


67

Вот коврик из анемоны дубравной, которую дополняли пролесками (67). Для напочвенного покрова в тенистых местах часто применяли тиареллу сердцевидную (68).


69

Это тоже классическое сочетание: лилия мартагон, колокольчик широколистный и волжанка (69).


70

Вербейник и луки (70). Здесь, правда, сортовой лук, так что эта фотография не совсем корректна.


71

Бузульник Пржевальского и ирис болотный - композиция для влажных мест (71).


72

Горец альпийский и аконит (72).

А аконитов какое множество использовалось - северный, скальный, вьющийся, не говоря уже о различных формах аконита клобучкового. "Величественные акониты" - написано про них в комментариях.

Вот не совсем корректная фотография, которую я подобрала в качестве иллюстрации к следующему тексту "опушка была украшена куртинами колокольчика молочноцветкового и герани лесной".


73

На этой фотографии не лесная герань, а мелкотычинковая (73), но представьте себе на этом месте герань лесную и получите ту картинку. Кстати, лесных гераней в распоряжении садоводов того времени было немало, в том числе даже махровая ее форма.


74

Вот это уже точное повторение описанного сочетания: горец, девясил и пижма обыкновенная курчавая (74)..

Кстати, о злаках: широко использовались ожика лесная и снежная, фалярис, колосняк песчаный, а также такие интересные злаки, как мятлик вариегатный и пырей вариегатный. Последнего я никогда не видела, не знаю, видели ли вы. Еще овсец и райграс бульбоносный французский.

Помимо злаков использовали такие замечательные растения альпийских лугов как, например, венечник (Anthericum), обладающий злаковым обликом с изящными длинными листьями и небольшими, очень изящными цветками.

Мы должны быть благодарны судьбе за то, что сюда переехали немцы из горной Швейцарии, а не из болотистой части Германии, а то наши сады бы выглядели иначе (хотя, возможно, и не хуже) - за введение в культуру и распространение таких чудесных растений, как парадизеи или антерикумы.


77

Вот еще одно классическое сочетание: лилейник желтый и хоста (77). Эта фотография тоже не вполне корректна, так как на ней сортовая хоста. В начале ХХ века в распоряжении садовых мастеров было достаточно много хост, хотя особо крупнолистных не было. Коврик из герани крупнокорневищной и ревень дланевидный, который только начинает разворачивать свои огромные листья. Роджерсии и астильбы. Астильб в каталогах имели сортов 15.


80

Вот снова хоста и оноклея чувствительная, которая была одним из самых любимых папоротников, ее часто сажали сплошным ковром (80). Оноклея весной имеет нежную розоватую окраску вайй.


81

Вот парадизея (81). Конечно, так ее не сажали. Я включила эту фотографию для того, чтобы лишний раз на нее полюбоваться. Парадизеи сажали на опушках группами.


82

Опять хосты и папоротник многоножка - излюбленный мотив, хотя хосты часто использовали и в регулярных посадках (82).

Теперь рассмотрим цветовую палитру.

Очень часто в литературе встречается указание на то, что любимые цвета модерна представляют собой гамму от розового к фиолетовому через пурпурный или от голубого через все оттенки синего к фиолетовому и черному.

Я была бы более осторожна с подобными оценками. Если следовать принятой во многих современных трудах цветовой гамме, то, возможно, цветник свободной посадки эпохи модерна выглядел бы примерно так (83).


83

Возможно, так и было.

Но ведь в ту эпоху ни один сад не обходился без таких любимых культур, как розы всех оттенков красного, желтого и оранжевого.

Рододендроны также имеют сорта с желтой, абрикосовой, медной и оранжевой окраской, поэтому я бы не стала так сужать цветовую палитру той эпохи.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10