Дом, и мир прекрасный вокруг

Японские сады

Вне моды, вне времени

Японские сады – уникальные образцы не только ландшафтного искусства, он также японской этике и эстетике. Их концепции и символике посвящены многочисленные трактаты с предписанием строгих ритуалов. И всё это в угоду совершенству. Такой подход не случаен, так как любование природой – национальная традиция японцев.

Помимо интерьеров, оформленных в восточном стиле, наших современников продолжают очаровывать традиционные японские сады. Их выразительность и принципы формирования столь актуальны, что они появляются на приусадебных территориях в различных уголках мира, даже по соседству со сверхмодными строениями из стекла и бетона, придавая окружающей среде столь необходимую для человека положительную эмоциональную энергетику.

Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.

Сады отличаются дизайном и назначением. По характеру рельефа их делят на холмистые и плоские, а в зависимости от доминирующего элемента оформления на сады мхов, воды, камней, папоротников. Сады устраивали при дворцах, храмах, частных домах. Дворцовый сад занимал большую площадь, которую пересекало множество дорожек для прогулок. Здесь были декоративные элементы и небольшие павильоны, из которых открывались прекрасные виды. В отличие от дворцовых, сады при храмах служили для созерцания и медитации. Домашние сады, как правило небольшого размера (от 3-4 м2 до нескольких десятков соток), в основной массе представляли миниатюрные копии ландшафтов.

Первым руководством, дающим ключ к расшифровке этических и эстетических канонов садового искусства, была "Тайная книга садов" (Сакутэй-ки, XII век). В XV веке ее дополнили "Планы ландшафтов и загородных домов", сопровожденные чертежами и комментариями в прозе и стихах.

 



Этот сад в японском стиле органично вписался в украинскую природу. Здесь есть и вода, и камни – основные элементы сада, и чайный домик, и “горбатый” мостик

Искусство садов дзэн. Искусство японских садов издавна связано как с буддизмом, так и с культом синто (от синтоизм - древняя религия Японии), который обожествляет деревья, камни, воды рек и озер, где обитают ками - невидимые духи природы. Основное влияние на формирование сада оказали монахи, исповедующие дзэнбуддизм. Сады, проникнутые философией дзэн, стали чудесным претворением в жизнь столь характерного для японцев стремления к идеалу прекрасного. Для постижения мира, смысла жизни очень важно созерцание природы и отдельных предметов, эстетическое восприятие и глубокое чувственное переживание, чтобы среди кажущегося постоянства вещей уловить их сиюминутность. Несмотря на то, что при создании садов руководствовались в первую очередь эстетическими принципами, все его элементы, как это свойственно Востоку, несли свою символическую нагрузку. Поэтому зрительные образы, предстающие перед глазами зрителя, только часть информации, которую несет в себе каждая композиция сада. Чтобы представить образ, который имел в виду мастер (садовник), нужно знать толкование символов.


Сад мхов – прекрасное место для отдыха. Обилие зелёного цвета способствует умиротворению и душевному покою

 

Самый старый тип сада - "сад мхов" (Кокэдэра), или плоский сад, спланированный в XIV веке. В нем было озеро и возвышающиеся над его гладью островки, символизирующие рай Будды. Лужайки, составленные изо мхов разных сортов и оттенков зеленого цвета, создавали иллюзию покоя, так необходимого для уединенного размышления. В отличие от Кокэдэра, сад Тэнрюдзи состоял только из камней и зарослей кустарников, которые были подобраны и расположены таким образом, чтобы в любое время года можно было любоваться их цветением. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм: "Семь растений весны", "Семь цветов осени" и др.

 
 
Сад камней не фрагмент природы, а её символ, место созерцания. Основные его элементы – камни разной величины и формы, а также гравий
 

Самые необычные сады, не имеющие аналогов в садовом искусстве других стран, - сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней. Именно в них наиболее полно представлено учение дзэн-буддизма. Сад камней не фрагмент природы, а ее символ, место умиротворенного созерцания. Учение дзэн в отличие от школ традиционного буддизма - путь, ведущий посредством медитации, созерцания мельчайших деталей повседневности к озарению. Для его постижения можно включить в произведение (будь то живопись или ландшафт) незавершенный фрагмент или пустоту, чтобы зритель воспринял и дополнил его фору и композицию, постиг его символику и интуитивно завершил замысел автора.

Сад камней. Самые знаменитые "сухие сады" находятся в Киото за оградой монастырей Реандзи, Дайтокудзи, Нансэндзи,Дайсэнин, Регэнин. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма. Обычно такой сад представляет собой площадку, засыпанную белым гравием, "расчесанным" граблями на тонкие бороздки, которые можно ассоциировать с рябью воды (вода - важный компонент сада, она символически изображается на гравии параллельными волнистыми линиями или в виде концентрических кругов, наподобие тех, которые образуются на ее поверхности ступавшего камня). Каждый день монахи разглаживают граблями поверхность, чтобы никакой след - даже от дуновения ветра - не нарушил правильность линий. В саду Реандзи (XVI век) на площадке из гравия расположены 15 камней разной формы и высоты. Они образуют пять групп, каждая из которых обрамлена зеленым мхом. Главная загадка заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней. Задача посетителя - наблюдая застывшую картину, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические круги, заставить работать воображение, чтобы понять через созерцание и медитацию истину, ведь мир таков, каким мы его представляем. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.

Сад для чайной церемонии. На краю японской усадьбы в маленьком саду строился чайный павильон, специально оборудованный для уединения и созерцания. Планировка сада полностью подчинялась этикету чайной церемонии. Во внешней части имелась скамья с навесом место для ожидания церемонии. Внутренний сад окружал чайный павильон. В композиции чайных садов обязательно присутствуют несколько бесформенных камней вдоль тропинки из разноцветной гальки, ростки бамбука, каменный фонарь, родник и при нем бамбуковая ложка с длинной ручкой для омовения перед чайной церемонией. Растительность в саду неброская, потому как ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития. Породы деревьев подбирают так, чтобы их темная листва вызывала ощущение гармонии, чистоты, тишины и естественности.


Японцы всегда смотрят из дома вовне, наблюдая монохромный пейзаж, открывающийся при раздвинутых наружных стенах

 

Символизм сада. Японские сады - воплощение великого в малом. Их знаковые системы аналогичны идеограммам иероглифического письма, а значения элементов и их сочетаний зафиксированы в руководствах по садовому искусству. В основе схемы символического ландшафта лежит сочетание знаков горы и воды. Так, например, пруд символизирует океан, а камень - гору. В то же время не имеет особого значения используемый материал: поверхность песка или гравия может обозначать воду, группа камней - водопад или конкретный живой образ - переправу тигра с тигрятами через бурный поток. Сопоставление горы и воды воплощает учение о противоположных началах инь и ян, чередование и взаимопроникновение которых - основа всего сущего (светлое мужское начало обозначается горой или камнем, темное женское - водой). Для японского сада не особенно важен вид используемого растения, главное - заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним традициями. Одно из любимых растений - сосна - символ долголетия, вечности и постоянства, а из известных - сакура, олицетворяющая стойкость и чистоту, поскольку ее цветки никогда не вянут на дереве и облетают свежими. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Лотос означает чистоту, не подверженную воздействию негативных проявлений реального мира. Он тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.

Слияние дома и природы. Включение природы в жилище - давняя японская традиция. Сад разбивается для того, чтобы им любоваться, сидя на примыкающих к дому галереях, которые выполняют одну из главных задач - обеспечивают пространственный переход от интерьера к окружающей среде. Единство природы и дома, размеры помещений которого варьируются с помощью раздвижных перегородок, позволяет жить в условиях естественного освещения и климата. Здесь нет и намека на противопоставление постройки и окружения - интерьеры растворяются в ландшафте, их структура создается с учетом перспектив, направленных вовне, связывается с приметными особенностями пейзажа. Дом и сад тематически и композиционно всегда стараются увязать друг с другом. Используемые для оформления сада элементы зрительно и логически связывают как с домом, так и друг с другом и тщательно подбирают в соответствии с чередой впечатлений и мыслей, которые должны пробуждать медитативное созерцание сада.

Даже на небольшом клочке земли во дворе дома японец устроит маленький садик
 
 
До чего органично с природным окружением смотрится этот мостик над водой. Его конструкция логична и проста
 
 
Сад камней не фрагмент природы, а её символ, место созерцания. Основные его элементы – камни разной величины и формы, а также гравий
 

Принципы создания малого сада. По сей день каждый японец, имеющий у себя во дворе клочок земли, непременно устроит в нем садик с миниатюрным водоемом, в котором будут плавать разноцветные карпы, особо почитаемые и символизирующие мужество. Ограниченность территории привела к культивированию небольших, искусственно созданных садов, планировка и оформление которых воспроизводили многообразие видов и форм природы. Для их создания использовали местные природные условия, а также искусственно созданные насыпные холмики, извилистые тропинки, пруды, речки с каскадами и крутыми мостиками, перекинутыми через пороги, беседки, специально высаженные живописные группы деревьев, лужайки с декоративными павильонами. Площадки и дорожки оформляли, вводя мелкие детали: камни, карликовые деревья, кустарники, мох, цветы.

Среди разнообразия японских садов наиболее популярным и распространенным является тсубонива - сад малых размеров, ограниченный небольшой территорией приусадебного двора. Самые маленькие сады размещаются даже в узких проемах внутри зданий, в пространствах между внутренними и внешними перегородками (при условии достаточной освещенности и вентиляции). Для создания тсубонива необходимо лишь небольшое количество элементов: основных, которые привлекают внимание, и подчиненных. Структура последних зависит от взаимосвязи основных. К основным относятся каменный фонарь и каменная чаша для родниковой воды. Фонарь - символ миропорядка. Его элементы образуют иерархическую последовательность и несут в себе знаки огня, сконцентрированного внутри объема, который символизирует землю, покоящуюся на мировых водах под сенью небес. Внутри современных фонарей обычно расположена мерцающая электрическая лампочка, которая освещает путь в темноте и направляет внимание на отдельные элементы ландшафта. Существует много разновидностей фонарей, каждый из них имеет свое происхождение и место в саду. Они берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, расположенных перед залом Будды.

Лаконичный набор немногочисленных элементов малого сада требует гармонии между вертикалью и горизонталью. В основном, самом большом камне устраивают чашу (углубление) для воды, которая вытекает по бамбуковой трости. Иногда вода поступает в чашу через вертикальный канал, непосредственно устроенный внутри камня. Ритуальная чаша для омовения рук цуку - бай имеет японское происхождение. В древности камни с естественными углублениями посередине использовали для хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция перекочевала в буддийские храмы (процедура лить воду на руки означает в буддийских практиках завершение дела).

Камни и вода считаются основными элементами сада. Камни в зависимости от формы, фактуры, даже от породы и положения (вертикального или горизонтального) могут иметь характер инь или ян, выраженный более или менее ярко. Сопровождающие цукубай камни, как правило, только горизонтальные. Долгое время использовали преимущественно необработанные камни, а если уж их касалась рука человека, то они все равно не должны были отличаться от природных. Редко можно встретить в саду гладкие валуны. Предпочтение отдается камням с острыми сколами и явно выраженной слоистой структурой. Обычно используют гранит, андезит, хлорит, базальт, имеющие насыщенно серую или красноватую окраску.

Второй важный элементе саду - вода. Она может быть представлена в виде пруда, ручья, водопада. Течение воды сопровождается постоянным журчанием перетекающих струй, шепотом потоков, скользящих по поверхности камней. Согласно традиции синто текущая вода охраняет от злых духов, очищает душу и тело. Человек, проходя через водный поток по мостику или скользя взглядом по ручью, очищается и обретает душевный покой. Если воды на участке мало, ее заменяют светлым крупнозернистым песком, гравием, а в современной практике - мраморной крошкой, гранитным отсевом, на поверхности, которых граблями рисуют волны.

Секреты разбивки сада

В XII веке для мастеров сада и создателей композиций из камней было составлено руководство по садовому искусству Сакутэ-ки, приведенное в "Тайной книге японских садов". Вот некоторые выдержки из него. "При устройстве сада всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов.

Привезите в сад побольше камней - и больших, и маленьких. Сохраняя их естественное положение, отделите "стоячие" камни от "лежачих". Оцените, как смотрится каждый камень - сверху, снизу, сзади и спереди. Затем определите место в саду для доминирующих камней. "Лежачий" камень не должен стоять, а "стоячий" лежать. Иначе духи камней возмутятся, и ваша семья пострадает. Композиция у подножия холма требует большого количества камней. Они будут одновременно укреплять его и оставлять впечатление мощи.

В отдаленном уголке сада камни должны быть небольшими, как бы случайно оставленными и забытыми здесь. Композиция из камней не должна быть навязчивой или замысловатой. Пусть лучше они будут как бы случайными. Высокие камни должны устанавливаться лишь в исключительных случаях, например, вокруг водопада, на краю острова, перед холмом. Камни не должны быть выше метра. Не следует располагать камни ближе, чем в метре от жилища, в противном случае хозяин будет не в состоянии там жить и сад придет в упадок. Прежде чем вырыть пруд и размещать в нем камни, заранее подумайте, как он будет вписываться в общую композицию сада, гармонировать с каждым ее уголком. Тут важны и форма пруда, и выбор места для острова. При насыпке острова нужно исходить из общего вида сада, определить размеры острова и водоема. Как правило, в пруду насыпается остров, а вода согласно китайской традиции должна течь с востока на запад. В устье течения устанавливается валун, вершина которого должна быть на 12-15 см ниже уровня павильона для ловли рыбы: по нему измеряется уровень воды".

Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с природным ландшафтом, непринужденно и естественно передают многообразие живой природы. В саду преобладают спокойные зеленые, серые и коричневые тона. Легкие цветовые контрасты образуют лишь чередующиеся цветы и плоды, которые знаменуют смену времен года и вносят ощущение цикличности и быстротечности времени. Мужской мажорной природе ян соответствуют более яркие и теплые оттенки растений с доминирующей вертикалью. Таковыми являются клены (японский и веерный клены, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской), высокорослый бамбук, сформированные осью некоторые виды сосен. Женской минорной природе инь соответствуют папоротники, нимфеи, плотные кулисы низкорослых форм бамбука, стелющиеся формы можжевельника. Как правило, растения инь имеют холодные опенки и более глубокий тон. Растения, соответствующие инь и ян, не перемешивают и не смешивают с основными элементами сада, представляющими противоположное начало. Композицию сада подчеркивает ритм вертикалей бамбука и яукубы, горизонталей мшаника и водных растений. К вертикалям и горизонталям добавляют диагонали растущих кленов, сосен, азалий.

Мнение специалиста

Для строительства японского сада как произведения садово-паркового искусства, тем более, если мы говорим о большом саде, необходимо подобрать хорошую команду, от проектировщиков и консультантов до поставщиков и строителей. Управлять ею должен человек со знанием восточной философии, архитектуры, дизайна, строительства, а также разных инженерных систем.

В японском саду кроме разработки основной концепции сада большое внимание уделяется сооружениям и деталям. Здесь нет случайных предметов, все продумано до мелочей: например, очень важно как, где и какие будут лежать камни. Ведь что хорошо продумано, легко строится. Поэтому проектирование объекта имеет такое большое значение.

При строительстве японского сада кроме эстетических задач мы столкнулись с множеством инженерных проблем, таких как гидротехнические (укрепление берега, строительство острова), постоянное изменение уровня воды (весной он поднимается на 2 м), в связи, с чем необходимо было сооружать насосную станцию. Чтобы уберечь воду в озере от цветения и ряски, пришлось предусмотреть ее биологическую очистку. А чтобы любоваться садом можно было и в вечернее время, установили наружное освещение территории с учетом того, чтобы светильников не было видно ни ночью, ни днем. Помимо перечисленных пришлось решать множество других проблем. Но когда все работы позади и ты видишь красоту конечного результата, слышишь подтверждения японцев, что получился действительно японский сад, ощущаешь удовлетворение заказчика, все проблемы, связанные со строительством, отходят на второй план. Слава богу, что в нашей стране находятся люди, вкладывающие деньги не только в коммерческие проекты, но и в красоту.

Одна из проблем создания японского сада в наших условиях - растения. На японских островах климат теплый и влажный, поэтому приходится для многих видов подбирать альтернативные варианты. Так, например, визуальный образ сакуры передают с помощью вишни, сливы, абрикосового дерева. Японский клен заменяют маньчжурским, татарским или приречным. Из хвойных пород обычно высаживают горную сосну, кедровый стланик, пихту бальзамическую и различные можжевельники. Из цветущих кустарников - рододендроны и азалии, их обязательно укрывают на зиму. Мхи переносят из мест естественного произрастания или заменяют их седумами и камнеломками.

Ландшафты традиционного японского сада не предполагают широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада, в которых цветочное оформление часто является самостоятельным или главным композиционным элементом. В японской традиции садовые цветы служат дополнением к чему-либо, усиливая впечатление. В основе этого лежит философский принцип, смысл которого сводится к тому, что природу не следует "улучшать" или "украшать", можно лишь подчеркнуть красоту и гармонию, которая уже заложена в ней.

Японский сад не является застывшим слепком природы. Изначально, при планировании, продумывается его облик в разное время года. Тщательно подобранные растения вносят в сад жизнь, ощущение ее трепетности и цикличности, благодаря чему возникает ощущение непостоянства, неуловимости момента, течения времени. Здесь минорная грусть зимы сменяется весенним подъемом, после чего наступает торжество яркого, насыщенного красками и теплом лета, за которым неизбежно приходит грусть осени.

По мотивам журнала “Красивая усадьба”
Источник:http://www.doma.in.ua/