Абрамцево (2)

Абрамцево стало центром притяжения для творческих людей. С каждым годом в усадьбе собиралось все больше гостей. Приезжали и мастера старшего поколения – Илья Ефимович Репин, Виктор Михайлович Васнецов , Василий Дмитриевич Поленов и его сестра Елена Дмитриевна Поленова , и молодёжь: Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Михаил Александрович Врубель, Михаил Васильевич Нестеров и др.

 

 

Абрамцево, по выражению И.Е.Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они подолгу жили со своими семьями, обсуждали творческие планы, вместе писали этюды и ставили любительские спектакли. Радушный хозяин открывал для гостей и комнаты главного усадебного дома, и летние деревянные строения и флигеля. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитая «Девочка с персиками» (1881) – портрет дочери С.И.Мамонтова, Веры, – написана Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал в Абрамцеве над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров писал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Окрестности усадьбы запечатлены в замечательных лирических пейзажах В.Д.Поленова, И.С.Остроухова, И.И.Левитана, М.В.Нестерова.

 

 

 

Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где создавались новые идеи и художественные формы. Источником вдохновения для участников кружка становились произведения народного искусства – игрушки, деревянные резные коньки на крышах изб, вышитые полотенца, расписные сундуки и прялки, старинные изразцы и многое другое. Художники учились у народных мастеров: они искали образцы крестьянского творчества в окрестных деревнях и устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних зданий, икон, орнаментов. Эти поездки финансировал С.И.Мамонтов. Один из памятников сотворчества крестьянского мастера и профессионального художника запечатлен в картине «Девочка с персиками». За спиной Веры Мамонтовой видна фигурка солдата: его вырезал из дерева крестьянский мастер и расписал красками В.А.Серов.

Так в Абрамцеве началось возрождение забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, полотенца, фартуки. В гончарной мастерской под руководством П.К.Ваулина удалось возродить древнюю технику майолики. Майоликой (название связано с островом Майорка) называют изделия из обожжённой глины с глазурью – стекловидным покрытием толщиной 0,15-0,3 мм. При обжиге сохраняются мягкие, оплывающие формы глиняных майоликовых изделий, которые словно меняются на глазах. Цвета обретают блеск, переливаются и сияют, подобно драгоценным камням.

 

 

 

 

На Руси майолика была известна с 11 в., а в 17 столетии уже повсеместно создавались майоликовые изразцы (плитки), украшавшие церкви и палаты, печи и камины. В 18 в. майоликовые изделия выпускали завод Гребенщикова в Москве и мастерские Гжели. Новый расцвет майолики на рубеже 19-20 вв. связан с абрамцевской керамической мастерской, в которой М.А.Врубель и другие художники создавали декоративные статуэтки, посуду, панно, изразцы для каминов.

1 2 3 4

© Т.В. Ильина, 2010.

Источник: mifograd.ru

Сайт: МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК АБРАМЦЕВО