На усадьбе и около
 

Китайский дом. Рай безыскусен

 Дом в Китае воспринимался как прообраз Неба. Он находился в нераздельном единстве с садом и олицетворял встречу внешнего мира с внутренним. Сад считался отражением рая. А поскольку мудрые китайцы говорили, что рай безыскусен, в организации сада особенно ценилась естественность - способность выявить и усилить изначальные свойства вещей, "дать завершение небесной природе". Над этим принципом стоял более общий - принцип сохранения равновесия и гармонии. Так что асимметрию сада дополняла архитектура, подчинявшаяся, наоборот, законам геометрии.

Внутри дома тяжелые предметы мебели занимали строго определенное место, причем их устанавливали симметрично - попарно или в виде трехчастных композиций. Например, разнесенные половинки шкафа, стол с двумя стульями по бокам, курительница - с двумя вазами. По словам мудреца, расположение предметов должно создавать впечатление "живой изменчивости". И тогда "бесчувственные вещи пробудят чувство". Особое значение придавалось курительнице. Ее рекомендовалось несколько раз в день переносить с места на место, чтобы символизируемый священным предметом покой сочетался с подвижностью.

Ширмы и экраны, шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок были покрыты росписями и инкрустациями, изображающими пейзажи. На столах в подносах лежали камни и росли карликовые деревья. У стен размещались вазы с цветами. А аромат курительных палочек! Их можно было выбрать на все случаи жизни, на любой вкус и настроение. "С их помощью в часы уединенной беседы о премудростях древних очищаешь сердце и водворяешь безмятежность в душе; читая ночью при свете фонаря, прогоняешь дрему и тревоги; ведя доверительный разговор, укрепляешься в своих чувствах и поверяешь свои сокровенные думы; сидя в дождливый день у окна или прогуливаясь после еды, освобождаешься от суесловия и забот; а на ночной пирушке с друзьями под звуки музыки вольготнее отдаешься беспечному веселью".

Важным элементом архитектуры и оформления традиционного китайского дома стало украшение дверей и окон. Их расположение никогда не было случайным. Широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяли интерьер с окружающим миром. Встречались двери причудливой формы: в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые ("лунные") двери символизировали совершенство бытия и напоминали о том, что "возвращение в Небо" есть состояние перехода.

В Китае стиль получал свое название по имени правящей династии. Времена цинской династии (1699-1911) - последняя эпоха, когда власть в стране принадлежала императору. Канси, Юн Чжен, Чен-Лунг - правители этого периода, чья деятельность благотворно отразилась на экономике и состоянии искусства Китая. XVII-XVIII века стали эпохой ренессанса в искусстве, периодом распространения на Западе так называемой "китайщины" ("шинуазри"). "Китайский стиль" очень сильно повлиял на английское мебельное искусство, в частности, на такого знаменитого мастера, как Томас Чиппендейл. В то время повсеместно заимствовались характерные элементы: китайская решетка, декоративная планка, или же в мебель монтировались подлинные лаковые китайские панно...

А еще вы узнаете об особенностях императорской мебели из драгоценных пород дерева и о технике лакирования, о классификации мебели у китайцев, и о том, что представляла собой мебель с лаконичным названием - кан.

Источник: http://www.myhouse.ru/