Гражданский процесс

Понятие исполнительного производства. Источники законодательства об исполнительном производстве

На основании ст. 3 и 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления (решения и определения) обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебного постановления влечет ответственность, установленную федеральными законами.

В силу федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» исполнительное производство организационно выведено из сферы судебной власти и передано в ведение органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалобы одним из его участников.

Исполнительное производство представляет собой систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов. В исполнительном производстве принудительно реализуются не только судебные акты, но и акты ряда других органов гражданской юрисдикции: третейских судов, включая международные коммерческие арбитражи, нотариусов и др. Исполнительное производство выполняет роль регулятора принудительного исполнения в отношении актов, касающихся сферы гражданского оборота и связанных с ним отношений. Постепенно складывается новая отрасль, которую можно именовать «гражданское исполнительное право» по аналогии с уголовно-исполнительным правом, дополняющим и продолжающим уголовное право.

Исполнительное производство в основном имеет публично-правовой характер, регулирование поведения его участников осуществляется преимущественно путем предписания. Дозволительные начала в исполнительном производстве крайне малы и характерны в небольших пределах для должника (например, право должника указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь) и в большей степени — для взыскателя, который самостоятельно решает вопросы об обращении исполнительного документа к взысканию, отказе от исполнения и т. д.

Источники законодательства об исполнительном производстве следующие. Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Законодательство РФ об исполнительном производстве включает принятый в 2007 г. Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Конституцию РФ, Федеральный закон «О судебных приставах» и иные федеральные законы (например. Гражданский процессуальный. Семейный, Гражданский, Трудовой, Уголовно-исполнительный кодексы. Кодекс административного судопроизводства), регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Так, в ГПК РФ отражен правовой регламент решения ряда вопросов, которые не урегулированы Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В частности, в разд. УП Кодекса подробно рассмотрены вопросы производства по исполнению судебных постановлений и юрисдикционных актов других органов.

Президент РФ и Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства только на основании и во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве» (ст. 3 Закона).

Нормы международных договоров Российской Федерации имеют приоритетный характер по отношению к внутрироссийскому законодательству. К числу международных правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.

Заметим, что в качестве источников исполнительного законодательства указанный Закон не называет нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ.