Гражданский процесс

Государственная пошлина как вид судебных расходов

Отправление правосудия — это дорогостоящая государственная деятельность, и введение судебных расходов преследует несколько целей.

Во-первых, средства от уплаты государственной пошлины хотя и в незначительной степени, но способствуют покрытию тех расходов, которые сопровождают судебную деятельность. Вместе с тем возмещение расходов по осуществлению правосудия не поступает непосредственно в суд, поэтому финансирование судов не зависит от суммы, получаемой в качестве государственной пошлины.

Во-вторых, наличие государственной пошлины призвано дисциплинировать граждан, юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление исковых требований.

В-третьих, наличие сравнительно высоких ставок государственной пошлины должно стимулировать добровольное исполнение обязанностей (под страхом уплаты судебных расходов).

Однако государственная пошлина, ее размер должны позволять каждому гражданину обратиться к суду за защитой. По этой причине гражданский процессуальный механизм обладает специальными институтами, гарантирующими защищенность граждан (отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины и проч.).

Судебные расходы слагаются:

  1. из государственной пошлины;
  2. издержек, связанных с рассмотрением дела.

Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25^ НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 1 ст. 333 НК РФ).

Это широкое понимание государственной пошлины, так как она уплачивается не только при отправлении правосудия, но и при совершении действий нотариальными органами, органами загса и др.

Нормативное регулирование вопросов оплаты и размера государственной пошлины содержится в гл. 25 части второй НК РФ.

Согласно ст. 333 НК РФ государственная пошлина по гражданским делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, взимается со следующих документов;

  1. исковые заявления имущественного и неимущественного характера;
  2. заявления по делам особого производства;
  3. заявления о вынесении судебного приказа;
  4. апелляционные, кассационные и надзорные жалобы;
  5. заявления об обеспечении исков, рассматриваемых в третейском суде;
  6. заявления об отмене решения третейского суда;
  7. заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

В этой же статье НК РФ установлены размеры пошлины, уплачиваемой по указанным делам.

Виды государственной пошлины следующие;

1) простая — установленная законом государственная пошлина в твердой денежной форме. Например, при подаче искового заявления о расторжении брака государственная пошлина взимается в размере 400 руб.;

2) пропорциональная — установленная законом государственная пошлина, исчисляемая в процентном отношении от какой-либо суммы. Так, при подаче заявления о вынесении судебного приказа государственная пошлина составляет 50% размера пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

3) смешанная (комбинированная) — сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-либо суммы. К примеру, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 тыс. руб. государственная пошлина составляет 4% цены иска, но не менее 400 руб.

Для определения размера смешанной государственной пошлины важно правильно определить цену иска, т. е. денежное выражение стоимости спорного имущества.

Цена иска определяется по правилам ст. 91 ГПК РФ. Например, в исках о взыскании денежных средств цена определяется взыскиваемой денежной суммой; в исках об истребовании имущества — стоимостью истребуемого имущества (например, в споре о праве собственности на приватизированную квартиру цена иска — стоимость квартиры — не может быть ниже оценки БТИ); в исках о срочных платежах и выдачах — совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за три года, и др.

Цена иска определяется истцом до подачи иска в суд. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости имущества цену иска определяет судья.

Требования неимущественного характера облагаются государственной пошлиной, для определения размера которой не надо высчитывать цену иска, достаточно посмотреть на установленную законом ставку. Например, с заявлений, жалоб по делам особого производства взыскивается государственная пошлина в размере 300 руб.

С исковых заявлений о праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделе доли из общего имущества, если спор о признании права собственности на это имущество не решался судом, государственная пошлина взимается как с заявлений имущественного характера, подлежащих оценке. С исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен, государственная пошлина взимается как с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке.

Нередко исковое заявление сочетает в себе требования имущественного и неимущественного характера. В этом случае взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых требований неимущественного характера. Например, при предъявлении иска о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества государственная пошлина взимается как за расторжение брака, так и за раздел имущества (п. 1 ст. ЗЗЗ НК РФ).

Государственная пошлина по искам о компенсации морального вреда взимается как с исков неимущественного характера, несмотря на то что моральный вред компенсируется в денежной или иной материальной форме (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

По искам о признании недействительными договоров купли-продажи, дарения, о применении последствий недействительности сделки, когда истец не заявляет требований о присуждении ему имущества, размер государственной пошлины должен исчисляться как при подаче исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке в зависимости от цены иска, так как указанные иски связаны с правами на имущество (Обзор законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г.).

При затруднениях в определении цены иска законом предусмотрены доплата, возврат и зачет государственной пошлины.

Доплата государственной пошлины взимается (ст. 92 ГПК РФ, подп. 9,10 п. 1 ст. 333.20 НК РФ):

  1. при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления (размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующим до-взысканием пошлины сообразно цене иска, определенной судом при разрешении дела);
  2. увеличении исковых требований (недостающая сумма доплачивается истцом в соответствии с увеличенной ценой иска).

Возврат государственной пошлины (полностью или частично) возможен (п. 1 ст. 333^° НК РФ) в случаях:

  1. уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено по закону;
  2. возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами;
  3. прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
  4. отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, производится по заявлению плательщика пошлины, поданному в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата указанной суммы пошлины, а также подлинные платежные документы, в случае если пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления (п. 3 ст. 333 НК РФ).

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (ст. 93 ГПК РФ, п. 6 ст. 333 НК РФ).

По ходатайству заинтересованного лица предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины (ст. 90 ГПК РФ, п. 1 ст. 333 НК РФ).

Освобождение от уплаты государственной пошлины производится на основании закона в зависимости от характера спора или от субъекта спора.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются (п. 1 ст. 333 НК РФ):

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, о взыскании пособий; о взыскании алиментов; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

2) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

3) организации и физические лица — при подаче в суд: заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

4) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

5) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

6) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

7) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

8) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

9) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

10) заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

11) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений п. 3 ст. 333 НК РФ освобождаются (п. 2 ст. 333.36 НК РФ):

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II групп, истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах.