Гражданский процесс

Подход к изучению

Традиционно на кафедрах ведущих университетов России сложились свои научные направления. Как следствие существования различных научных направлений кафедр, в учебной литературе дается неоднозначная трактовка основополагающих категорий и понятий гражданского процессуального права: системы принципов, раскрытия их содержания, сущности гражданских процессуальных правоотношений, видов подведомственности, природы иска, доказательств, характера дел, вытекающих из административно-правовых отношений, и др.

Существует вечный педагогический вопрос: чему отдать предпочтение (приоритет) в обучении - изложению позитивного информационного материала о законодательстве (процессуальных нормах) или изложению концептуальных проблем. Правильный ответ состоит в том, чтобы гармонично сочетать как в учебниках, так и во всем учебном процессе по гражданскому процессуальному праву информационный и доктринально-дискуссионный аспекты обучения.

Простой пересказ существующего процессуального законодательства - это не наука, поскольку законодательство изменчиво. Выучить процессуальные правовые нормы один раз и навсегда невозможно.

Цель преподавания состоит в том, чтобы выработать у будущего юриста правовое мировоззрение, верное представление о всех основных процессуальных явлениях: сущности гражданской процессуальной отрасли права, процесса как деятельности суда; специфике процессуальных отношений; правах и обязанностях суда и лиц, участвующих в деле; стадиях процесса, т.е. о тех правовых понятиях и категориях, которыми оперирует гражданское процессуальное право и судебная практика.

Следовательно, предпочтение в процессе обучения должно отдаваться выработке правовых взглядов, способности обучающихся давать самостоятельную оценку различным суждениям по процессуальным проблемам.

Гражданский процесс : учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Городец, 2007. - 783 с.