Гражданский процесс

Общие критерии и правила определения подведомственности

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган управомочен разрешить дело, т. е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.

В качестве критериев отнесения отдельных категорий к ведению определенных органов, как правило, берутся характер спорного правоотношения и содержание спора, субъектный состав (состав участников спора), спорность либо бесспорность права, наличие договора между сторонами спора.

Первый критерий подведомственности — характер спорного правоотношения и содержание спора — определяет подведомственность споров различным органам судебной власти. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.

Кроме того, данный критерий используется для выделения предметов ведения судов общей юрисдикции в сфере административного судопроизводства. Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

Второй критерий — субъектный состав участников спора — разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Третий критерий — спорность либо бесспорность права — разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию фактов бесспорного характера, а также нотариусами.

Четвертый критерий — наличие договора между сторонами спора — разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами.

Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться в отдельных случаях и иные, дополнительные критерии разграничения подведомственности. Так, нормоконтроль осуществляется всеми федеральными судами и судами субъектов РФ в соответствии с видом и уровнем нормативного акта.

Анализ законодательства позволяет сформулировать следующие общие правила подведомственности дел.

1. Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые по общему правилу не имеют экономического характера, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды согласно ГПК РФ рассматривают и разрешают дела:

— приказного производства (ст. 122);

— особого производства (ст. 262);

— об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47);

— о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) (гл. 45).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

2. Для определения, какой суд — общей юрисдикции или арбитражный — компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью.

Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе — путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду. Если же у гражданина — индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала (когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи), компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

В то же время в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 33 и 225^) и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (например, дела о несостоятельности).

3. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.

В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ).

4. Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ, гл. 2 КАС РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.

5. Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать только те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет спор экономический характер или нет), состава сторон, наличия либо отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а кроме того, иметь в виду исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, и иные дополнительные критерии.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность юридических дел обычно определяется теми органами (судами: Конституционным, общей юрисдикции, арбитражными, субъектов РФ, а также нотариусом, органами административной юрисдикции и др.), к которым обращаются за их разрешением заинтересованные лица. Допускаемые при этом ошибки исправляются соответствующими вышестоящими судебными и административными органами по жалобам заинтересованных лиц.

Споры между юрисдикционными органами по поводу того, кому из них подведомственна определенная категория дел, разрешаются в законодательном порядке, а также путем обращения к Конституционному Суду РФ.





Источник: Решетникова И.В.. Гражданский процесс / И. В. Решетникова, В. В. Ярков. — 7-е изд., перераб. — М.,2016. — 304 с.