Конспект
Гражданское право

Восполнение и обеспечение правосубъектности физических лиц

1. Физическое лицо, в отличие от лица юридического, рождается, взрослеет и умирает. Между рождением и смертью физического лица, как правило, проходит значительное, во всяком случае по общечеловеческим меркам, время. Приобретаемая с рождением правоспособность поэтапно дополняется дееспособностью. Гражданин приобретает имущество, устанавливает связи с другими лицами, участвует в имущественных и неимущественных правоотношениях. Каждое физическое лицо, каждый индивид проживает не только юридическую жизнь (от появления правоспособности до ее прекращения), но и жизнь человеческую, биологическую, от особенностей которой зависит объем дееспособности гражданина и, следовательно, его правосубъектность. Гражданское право, обеспечивая стабильность правоотношений, равные для всех участников возможности участвовать в юридической жизни, непрерывность имущественных связей, права и интересы контрагентов и третьих лиц, поддерживает специальными юридическими способами надлежащий и необходимый «уровень» правосубъектности граждан. По общему правилу такие восполнительные конструкции позволяют не только избежать последствий недостаточности дееспособности граждан, но и обеспечить в правоотношениях необходимый уровень формальной определенности и публичной достоверности.

Законодательством предусматриваются следующие специальные гражданско-правовые институты (юридические конструкции) по восполнению и обеспечению правосубъектности граждан:

а) опека и попечительство;

б) признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим;

в) регистрация актов гражданского состояния.

2. Опека и попечительство «восполняют» недостаточную дееспособность некоторых категорий граждан, обеспечивая полноценное (в первую очередь для иных лиц – контрагентов, должников, кредиторов и т.п.) участие последних в гражданских правоотношениях. Помимо Гражданского кодекса, отношения, связанные и опекой и попечительством, регулируются СК, а также специальным Законом об опеке и попечительстве.

Необходимо строго различать две категории: 1) опека и 2) попечительство.

Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается в отношении несовершеннолетних (14–18 лет), а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, граждан, которые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. Попечители в необходимых случаях дают согласие на совершение сделок подопечными, оказывают несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (а также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами). Специальное законодательство об опеке и попечительстве детализирует, в частности, положения об органах опеки и попечительства, о правах и обязанностях опекунов и попечителей, об исполнении опекунами своих обязанностей, о распоряжении имуществом подопечного, о доверительном управлении имуществом подопечного, об освобождении и устранении опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей и др.

При этом в ГК предусмотрено, что доходы подопечного расходуются исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, иных сделок, влекущих уменьшение его имущества. Они, их супруги, близкие родственники по общему правилу не вправе совершать сделки с подопечным. При необходимости орган опеки заключает договор об управлении имуществом подопечного на началах доверительного управления, предусмотренного в ГК РФ.

В ГК и Законе об опеке и попечительстве предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Распоряжение имуществом в этом случае осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, а сделки совершаются с согласия подопечного.

3. В гражданском праве выработаны институты, призванные устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен. Это особо существенно именно для гражданского права, которое призвано обеспечивать максимально возможную определенность в регулируемых им отношениях и их участниках.

Такими институтами являются: а) признание гражданина безвестно отсутствующим и б) объявление гражданина умершим.

По мнению О.С. Иоффе, «безвестно отсутствующим гражданин признается, а умершим объявляется. Это означает, что в первом случае констатируется факт, но не какая-нибудь презумпция, тогда как во втором случае сам факт уже не может быть выявлен, и потому его существование презюмируется».

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений об отсутствующем, а при отсутствии таковых – с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, или даже с 1 января следующего года. Имущество безвестно отсутствующего при необходимости поступает в доверительное управление лица, действующего по договору с органом опеки. Это имущество может быть использовано для осуществления сделок и выполнения обязанностей отсутствующего. При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим также производится судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал при обстоятельствах, дающих основания предполагать о его смерти или гибели, – в течение шести месяцев. Вместе с тем военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, является по общему правилу день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.

Юридические последствия объявления гражданина умершим одинаковы с юридическими последствиями его смерти.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, он вправе требовать от других лиц возврата сохранившегося имущества (кроме денег и ценных бумаг), если оно перешло к этим лицам безвозмездно.

По возмездным сделкам имущество подлежит возврату, если доказано, что, приобретая имущество, приобретатели знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

4. Для обеспечения определенности и устойчивости гражданских правоотношений ГК (ст. 47) предусматривает государственную регистрацию следующих актов гражданского состояния:

  • рождение;
  • заключение брака;
  • расторжение брака;
  • усыновление (удочерение);
  • установление отцовства;
  • перемена имени;
  • смерть гражданина.

Регистрация этих актов производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании указанных записей. «Акты гражданского состояния представляют собой административные акты, совершаемые компетентными на то органами, в которых соответствующие обстоятельства отражаются и закрепляются официальными документами. Они составляются только на прямо предусмотренные законом юридические факты и оформляются в порядке, также установленном законом».

Административные, технико-юридические вопросы о порядке внесения записей о гражданских состояниях, об исправлении и изменении этих записей, об их аннулировании и восстановлении и некоторые другие предусмотрены в специальном Законе об актах гражданского состояния.



< НАЗАД || ДАЛЕЕ >

ОГЛАВЛЕНИЕ