Арбитражный процесс
Фрагменты учебника предоставляются в ознакомительных и образовательных целях.

§ 4. Судебный иммунитет

1. Понятие

Вопросы, связанные с судебным иммунитетом, были специально урегулированы в Федеральном законе от 03.11.2015 N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" (далее - Закон о юрисдикционных иммунитетах), гл. 33.1 АПК и гл. 12.1 Закона об исполнительном производстве. Под иммунитетом государств понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства.

Данное начало вытекает из международно-правового начала суверенитета государств и их равенства в международных отношениях. Поэтому одно государство неподсудно другому в силу принципа "Par in parem non habet jurisdictionem" ("Равный над равными не имеет юрисдикции").

Согласно ст. 256.1 АПК предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации, принятие в отношении этого имущества иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений арбитражного суда, а также рассмотрение заявлений о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Законом о юрисдикционных иммунитетах в порядке, установленном АПК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В Законе о юрисдикционных иммунитетах выделяются три вида иммунитетов: от предъявления иска, от применения мер обеспечения иска, от принудительного исполнения судебного решения. Каждый из них имеет одну и ту же общую юридическую и доктринальную основу.

2. Абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет

В доктрине и законодательстве различаются абсолютный и ограниченный иммунитет государств. Абсолютный иммунитет предполагает полную неподсудность одного государства судам другого государства.

Согласно концепции ограниченного иммунитета иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperi. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений и т.д.), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Нет причины предоставлять иностранным государствам, действующим в рамках частноправовых отношений, льготы по сравнению с другими участниками гражданского оборота.

Концепция ограниченного (функционального) иммунитета лежит в основе Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 02.12.2004, Россией подписана, но не ратифицирована) и Закона о юрисдикционных иммунитетах. Отдельные федеральные законы также допускают ограничения судебного иммунитета. Так, согласно ст. 23 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

3. Правила применения судебного иммунитета

При применении правил о судебном иммунитете следует принять во внимание ряд правил исходя из Закона о юрисдикционных иммунитетах и гл. 33.1 АПК.

Во-первых, иностранные государства не имеют иммунитета по судебным спорам, возникшим из гражданско-правовых, предпринимательских, трудовых споров и некоторых других категорий споров (ст. ст. 7 - 13 Закона о юрисдикционных иммунитетах).

Во-вторых, иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении любого встречного иска, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Закона о юрисдикционных иммунитетах).

В-третьих, по судебным делам, не указанным в ст. ст. 7 - 13 данного Закона, иностранное государство должно дать в той либо иной форме согласие на рассмотрение дела с его участием (ст. ст. 5 и 6 Закона). При этом согласие иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора не затрагивает иммунитета иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска и (или) иммунитета иностранного государства в отношении исполнения решения суда.

В-четвертых, согласно ст. 256.9 АПК при рассмотрении иска арбитражный суд по собственной инициативе или по ходатайству стороны может применить принцип взаимности, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что объем юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, не соответствует объему юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых этому иностранному государству в соответствии с законодательством Российской Федерации при разрешении конкретного спора.

В-пятых, правила иммунитета государств проецируются и на иммунитет его представителей. Можно привести такие основополагающие международные договоры, как Венская конвенция о дипломатических сношениях и Венская конвенция о консульских сношениях.

В-шестых, иммунитет международных организаций имеет производный характер от иммунитета государств, образовавших международные организации. В учредительных документах организаций, и прежде всего в уставах, закреплен принцип наличия иммунитета, в то время как содержание иммунитета раскрывается в соглашениях со страной пребывания штаб-квартиры такой организации. Согласно ст. 251 АПК судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации, федеральным законом. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК.

Иммунитетом, в том числе судебным, наделены многие известные международные организации, например, ООН в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (13.02.1946), а также Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (21.11.1947), Совет Европы в соответствии с Генеральным соглашением о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (02.09.1949).

Важно также различать иммунитет при выполнении функциональных обязанностей международной организации, для выполнения которых она и была образована, и участие международной организации в гражданском обороте. Например, согласно п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 N 58 иммунитет не распространяется на коммерческую деятельность международной организации, не предусмотренную международными договорами (ее уставом и соглашением о штаб-квартире).

<< НАЗАД  ||  ОГЛАВЛЕНИЕ  ||  ВПЕРЕД >>

Использованы фрагменты книги: "Арбитражный процесс: Учебник" (7-е издание, переработанное и дополненное) (отв. ред. В.В. Ярков) ("Статут", 2017)