Арбитражный процесс
Фрагменты учебника предоставляются в ознакомительных и образовательных целях.

§ 3. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

1. Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

Под несостоятельностью (банкротством) Закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и выплатам трудового характера, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве).

Институт банкротства. Банкротство - важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования экономических, имущественных отношений ряд их участников по разным объективным и субъективным причинам не могли или не сумели "вписаться" в виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов. Неисполнение частью участников оборота имущественных обязательств в силу глубокой взаимосвязанности экономических отношений влечет нарушение естественного хода экономического процесса, создает предпосылки для кризиса неплатежей и коллапса экономики как на минимальном (частном), так и на максимальном (публичном) уровне.

Основными правовыми целями банкротства как правового института являются:

1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);

2) при невозможности этого - выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем арбитражного суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина.

Институт банкротства - комплексный правовой институт. Являясь по определению институтом гражданского права, он примерно на 70% включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации - арбитражного процессуального права). Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты.

Указанное позволяет сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота.

Ввиду того что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других - коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации с момента восстановления института банкротства рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной компетенции арбитражных судов (ч. 6 ст. 27 АПК, ст. 6 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 223 АПК дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими банкротство. Нормы АПК, таким образом, составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы Закона о банкротстве носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и нормами Закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным Законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности. Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи должника-гражданина, собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке, во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т.е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно сохранение экономического оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК и Законом о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве. Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на две основные стадии - рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть конкурсного и исполнительного процессов обращал в свое время внимание Г.Ф. Шершеневич. Разница между ними состоит в том, что если в ходе исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из него (конкретные способы реализации положений судебного акта арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

2. Общие положения об арбитражном процессе по делу о банкротстве

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров.

Подведомственность. В соответствии со ст. 27 АПК и ст. 6 Закона о банкротстве (далее - Закон) дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин. Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам исключительной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции, а также переданы на рассмотрение третейских судов (п. 1 ч. 2 ст. 33 АПК).

Подсудность дел о банкротстве. Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица, которым является место его государственной регистрации согласно выписке из ЕГРЮЛ, или по месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, которое определяется по данным регистрационного учета или по выписке из ЕГРИП (ст. 38 АПК, ст. 33 Закона, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45).

Состав лиц, участвующих в деле. Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников, качественный спектр которых определяется спецификой дел о банкротстве: их публичностью и, соответственно, необходимостью учета множества пересекающихся и порой сталкивающихся интересов участников правоотношений, имеющих разную степень отношения к судебному процессу.

Именно этим обстоятельством - разным уровнем интереса к исходу процесса и, соответственно, различными целями участия - продиктована необходимость дифференциации участников дела, имеющих отношение к должнику, на две группы: 1) лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона), и 2) лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона).

К лицам, участвующим в деле, закон относит должника, всех прямых кредиторов, арбитражного управляющего, к лицам, участвующим в процессе по делу о банкротстве, - имеющих к должнику определенное правовое отношение: представителей работников (трудовое), собственника имущества унитарного предприятия (вещно-правовое и административное), представителей участников корпорации (корпоративное), представителей собрания (комитета) кредиторов (и гражданско-правовое, и процессуальное), саморегулируемой организации арбитражных управляющих (административное и процессуальное) и иных. В процессуальном смысле вторую группу участников процесса о банкротстве можно уподобить третьим лицам в исковом производстве.

Требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт, имеющий свои особенности: отказ должника или кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 Закона).

Особым статусом, определяемым спецификой дел о банкротстве, обладает такой важнейший участник дела, как арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный управляющий, назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом наряду с арбитражным судом определяющим успешность решения задач арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве.

Регулированию процессуального положения арбитражного управляющего, его прав и обязанностей при разбирательстве дела арбитражным судом и осуществлении процедур банкротства посвящено достаточно большое количество норм Закона. Общие положения об арбитражном управляющем содержатся в ст. ст. 20 - 20.6 Закона.

Специфика процессуального статуса арбитражного управляющего определяется тем, что он не является участником имущественного конфликта, вызванного несостоятельностью должника, поэтому прямой имущественный или иной интерес по отношению к результатам судебного разбирательства у него отсутствует. Основной задачей арбитражного управляющего является руководство процедурами банкротства, от чего зависит его доход как предпринимателя. Работу арбитражного управляющего можно сравнить с деятельностью по исполнению судебного акта, но в большей степени самостоятельной, поскольку основные пути решения стоящих перед ним задач определяются не судебным актом, а им самим. Необходимостью предоставления арбитражному управляющему возможности осуществления достаточно автономной, инициативной деятельности определяется наделение его полным объемом равных с кредиторами и должником процессуальных прав.

Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве. Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 Закона составляет семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Как видим, этот срок увеличен по сравнению с трехмесячным сроком рассмотрения дел в порядке искового производства. Связано это в основном с трудоемкостью рассмотрения дела о банкротстве, определяемой множеством участников, необходимостью проведения во многих случаях судебных заседаний подготовительного характера для решения вопроса об обоснованности требований кредитора, возражений должника по требованиям кредиторов. Следует отметить, что семимесячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

Представительство в делах о банкротстве. Представительство в делах о банкротстве осуществляется по общим правилам, установленным АПК, при этом имеет одну особенность: в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

Обеспечительные меры. По терминологии законодательства о банкротстве эти меры называются мерами по обеспечению требований кредиторов и интересов должника.

Основной функцией таких мер является обеспечение сохранности имущества должника, поскольку именно за счет реализации имущества производятся расчеты с кредиторами. Принятие мер по обеспечению заявленных требований кредиторов производится арбитражным судом в порядке, установленном АПК. В качестве обеспечительных мер обычно применяются арест имущества, запрет на отчуждение имущества и совершение других сделок.

Обеспечительные меры действуют до даты вынесения судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу (п. 3 ст. 46 Закона). В то же время в ходе наблюдения, введение которого значительно ограничивает дееспособность должника, в том числе в части распоряжения имуществом, арбитражным судом могут быть приняты и дополнительные обеспечительные меры, такие как запрет должнику совершать без согласия временного управляющего любые сделки (п. 2 ст. 46 Закона).

Судебные расходы. Правила распределения судебных расходов, производимых при рассмотрении дела о банкротстве, несколько отличаются от общих правил распределения, установленных ст. ст. 110 - 112 АПК. Связана эта разница в подходах с главным фактом дела о банкротстве - финансовой несостоятельностью должника (отсутствием денег, проще говоря).

Во-первых, акцент с традиционных видов судебных издержек (вознаграждения представителю и его транспортных и подобных расходов) смещается в деле о банкротстве на другие судебные издержки: вознаграждение арбитражному управляющему и расходы на обязательные публикации и проведение процедур банкротства; во-вторых, Закон перекладывает бремя расходов на должника (ст. 20 Закона), предусматривая в некоторых случаях предварительную обязанность должника по внесению соответствующих сумм в депозит арбитражного суда (ст. 213.4 Закона). В случае же невозможности погашения расходов по делу допускается непринятие заявления и прекращение производства по делу (ст. 57 Закона).

Во всем остальном, что касается общих положений по рассмотрению дел о банкротстве, арбитражные суды руководствуются соответствующими положениями АПК о составе суда, отводах, доказательствах и доказыванию, судебных штрафах и т.д.

3. Возбуждение дела о несостоятельности

Если для возбуждения дела по спору достаточно обратиться с оформленным по правилам, установленным АПК, исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо наличие определенных материально- и процессуально-правовых условий.

Материально-правовые условия. Материально-правовые условия включают:

- наличие субъекта банкротства, т.е. лица, которое в соответствии с законодательством может быть объявлено банкротом (иными словами, обладающего конкурсоспособностью). К таким лицам относятся юридические лица, за исключением казенных предприятий, религиозных и политических организаций, учреждений, и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели. Не может быть возбуждено дело о банкротстве таких участников гражданских отношений, как Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, поскольку закон не наделил их конкурсоспособностью;

- наличие у должника признаков банкротства. К числу признаков закон относит наличие у должника долга по не исполненным в течение трех месяцев денежным обязательствам и обязанностей по уплате обязательных платежей в сумме: для юридических лиц - не менее 300 тыс. руб., для граждан - не менее 500 тыс. руб. (ст. ст. 3, 6, п. 2 ст. 33 Закона).

При отсутствии хотя бы одного из названных материально-правовых условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 43 Закона).

Процессуально-правовые условия. Процессуально-правовые условия включают:

- соблюдение определенного порядка получения долга, что можно уподобить досудебному урегулированию спора, существующему в исковом производстве по гражданско-правовым спорам. Так, у конкурсного кредитора (кроме кредитных организаций), а также уполномоченного органа по денежным обязательствам право на обращение с заявлением возникает только после вступления в законную силу судебного акта, которым взыскан долг с должника. Уполномоченный орган по обязательным платежам может обратиться с заявлением о признании должника банкротом, только если им принималось решение о взыскании долга либо такое решение принималось судом (п. 3 ст. 6 Закона). Кредитная организация вправе обратиться с заявлением при условии публичного опубликования уведомления о таком намерении (п. 2.1 ст. 7 Закона);

- направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом. Круг лиц, которые могут обратиться с заявлением, Законом ограничен. В соответствии со ст. 7 Закона правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают только должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работники должника, перед которыми он имеет задолженность по трудовым выплатам.

Обращение с заявлением. Лицо, имеющее право на подачу заявления о признании должника банкротом, обязано оформить его в соответствии с требованиями, установленными АПК и Законом. При этом Законом предъявляются более жесткие требования к содержанию заявления, чем требования АПК к исковому заявлению. Заявление должника должно содержать все те данные, которые перечислены в ст. 37 Закона. К нему, помимо документов, предусмотренных АПК, должны быть в обязательном порядке приложены документы, перечисленные в ст. 38 Закона. Заявление конкурсного кредитора и уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, установленным в ст. 39 Закона, к заявлению прилагаются документы, указанные в ст. ст. 40 и 41 Закона.

Принятие заявления. Процесс принятия заявления о признании должника банкротом в основном аналогичен порядку, установленному АПК.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд:

- отказывает в принятии заявления, если отсутствуют признаки банкротства (ст. 43 Закона);

- оставляет заявление без движения, если оно оформлено с нарушением установленных Законом требований (ст. 44 Закона);

- возвращает заявление, если в установленный срок не исполнено определение об оставлении заявления без движения (ст. 44 Закона);

- принимает заявление и назначает судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления (ст. 42 Закона).

4. Подготовка дела к судебному разбирательству

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится по правилам и в порядке, которые установлены АПК (ст. 50 Закона).

Вместе с тем подготовка дела о банкротстве имеет и свои особенности, в частности:

- не предусмотрено проведение предварительного судебного заседания в порядке, установленном ст. 136 АПК, вместо него проводятся другие заседания, имеющие подготовительный характер;

- подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству, помимо арбитражного суда, осуществляется временным управляющим в ходе осуществления наблюдения.

Подготовительная деятельность арбитражного суда и временного управляющего позволяет выполнить задачи подготовки дела к судебному разбирательству:

- установить участников дела о банкротстве с "кредиторской стороны" путем установления обоснованности требований кредиторов и включения или отказа во включении их требований в реестр кредиторов;

- установить круг необходимых для рассмотрения данного дела участников арбитражного процесса на основе анализа материалов дела, заявлений заинтересованных лиц и отчета временного управляющего;

- сконцентрировать доказательства, подтверждающие: а) размер и состав задолженности должника; б) состав и размер принадлежащего ему имущества; в) перспективы расчетов с кредиторами или отсутствие таковых;

- содействовать примирению сторон.

В целях выполнения задач подготовки дела к судебному разбирательству особое значение имеет процедура наблюдения.

В соответствии со ст. 2 Закона наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

В данной формулировке перечислены основные задачи наблюдения. Проиллюстрируем их в сравнении с основными задачами подготовки дела, рассматриваемого арбитражным судом в порядке искового производства:

- обеспечение сохранности имущества должника - фактически выполняет роль мер по обеспечению прав кредиторов (обеспечительных мер в исковом производстве);

- проведение анализа финансового состояния должника - основное обстоятельство, подлежащее выяснению при рассмотрении дела о банкротстве, установлении несостоятельности или состоятельности должника. Таким образом, анализ финансового состояния должника есть не что иное, как сбор основных доказательств по делу о банкротстве (естественно, должник, кредиторы и иные участники дела могут представлять и свои доказательства);

- составление реестра требований кредиторов - данным способом определяется основной состав лиц, участвующих в деле о банкротстве;

- проведение первого собрания кредиторов - его целью является выявление мнения большинства основных участников дела о банкротстве по существу дела, т.е. в отношении дальнейшей судьбы должника. В то же время правовую природу наблюдения можно охарактеризовать и как способ реализации (исполнения) судебного акта - определения арбитражного суда о введении наблюдения. Основной задачей определения арбитражного суда в силу ч. 1 ст. 184 АПК является решение вопроса, требующего разрешения в ходе судебного разбирательства. Определение о введении наблюдения выполняет две основные функции: 1) им возбуждается производство по делу о банкротстве (т.е. запускается механизм (процесс) банкротства) и 2) ограничиваются права должника в целях обеспечения прав кредиторов. Назначение при введении наблюдения временного управляющего, роль которого можно уподобить роли комиссара в армии, преследует определенную цель: установление лица, ответственного за исполнение определения.

Совокупность перечисленных характеристик наблюдения позволяет дать с процессуальных позиций следующее его определение:

наблюдение - процедура банкротства, целью которой является исполнение судебного акта арбитражного суда и осуществление подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству.

5. Судебное разбирательство и судебные акты по делам о несостоятельности

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК (гл. 19), без каких-либо особенностей.

Судебные акты в делах о банкротстве. По результатам судебного разбирательства по делу о банкротстве арбитражный суд выносит либо решение, либо определение.

Решение выносится в случае разрешения дела по существу. В случае если должник имеет признаки несостоятельности, а оснований для введения реабилитационных процедур не имеется, суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии в отношении его процедуры конкурсного производства (ст. 53 Закона). Если в ходе судебного разбирательства установлено, что должник признаков несостоятельности не имеет, а также в случае, если банкротство является фиктивным, суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом, которое является основанием для восстановления его дееспособности (ст. ст. 55, 56 Закона).

Случаи, когда арбитражный суд по результатам судебного разбирательства выносит определение, можно условно разделить на две группы: 1) при введении реабилитационной процедуры и 2) при прекращении производства по делу (оставлении заявления без рассмотрения).

Законом предусмотрены две реабилитационные (другое наименование - реорганизационные) процедуры: 1) внешнее управление и 2) финансовое оздоровление. Решение об их введении принимается арбитражным судом в случаях, когда должник имеет признаки несостоятельности, но предполагается, что его платежеспособность может быть восстановлена. Определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления является промежуточным судебным актом: в случае восстановления платежеспособности по результатам указанных процедур арбитражный суд прекращает производство по делу (ст. 57 Закона); если же платежеспособность не восстановлена, арбитражный суд, как правило, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. ст. 88, 119 Закона).

Прекращение производства по делу о банкротстве производится арбитражным судом в соответствии со ст. 57 Закона в случаях:

- восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;

- заключения мирового соглашения и утверждения его судом;

- отказа всех кредиторов от требований о признании должника банкротом;

- удовлетворения всех требований кредиторов;

- отсутствия у должника или иного обязанного лица средств на возмещение судебных расходов, в том числе вознаграждения арбитражному управляющему.

Все указанные случаи прекращения производства по делу о банкротстве можно квалифицировать как отсутствие правовой необходимости в продолжении рассмотрения дела ввиду выполнения целей банкротства как института материального и процессуального права.

Определение об оставлении заявления без рассмотрения выносится арбитражным судом в основном в случаях, установленных ст. 148 АПК, например:

- если в производстве арбитражного суда находится дело о банкротстве этого же должника, а требования заявителя признаны необоснованными (п. 3 ст. 48 Закона);

- в ходе рассмотрения выявляется, что заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом, и т.п.

Решение арбитражного суда по делу о банкротстве вступает в законную силу по общему правилу, т.е. через месяц с момента его принятия или с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией (ст. 180 АПК). Но, как и определения, оно подлежит немедленному исполнению: руководитель должника отстраняется от должности, его обязанности переходят к конкурсному управляющему, снимаются все ранее принятые ограничения по распоряжению имуществом должника, вводится специальный порядок исполнения должником обязательств и т.д. (ст. 126 Закона). Можно сказать, что немедленное исполнение судебных актов по делу о банкротстве является объективной необходимостью, одним из основополагающих положений процесса о банкротстве, реализацией процессуального принципа оперативности при рассмотрении судами дел этой категории: "...остановка исполнения на основании поданной жалобы разрушала бы весь смысл конкурсного производства, направленного к скорейшему лишению должника возможности утаить что-либо из принадлежащего ему имущества".

Указанный вывод подтверждают и положения Закона о последствиях приостановления производства по делу о банкротстве (п. 3 ст. 59) и обжалования определений в апелляционной инстанции (п. 3 ст. 61): приостановление производства по делу о банкротстве или обжалование определений не является препятствием для вынесения арбитражным судом определений, призванных решать оперативные вопросы, возникающие при осуществлении процедур банкротства (обеспечивать требования кредиторов, разрешать ходатайства, заявления и жалобы и т.п.), а также для осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле, действий, связанных с функционированием механизма банкротства.

Обжалование судебных актов. В отношении возможности обжалования решений арбитражного суда первой инстанции, принятых по результатам рассмотрения дел о банкротстве, действует общий принцип, установленный АПК: решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции.

При решении вопроса о возможности обжалования определений, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве, законодатель расширил границы подхода к праву на обжалование определений, установленные ст. 188 АПК: в соответствии со ст. 61 Закона могут быть обжалованы все определения, но в разные сроки - либо в течение месяца (для определений, предусмотренных АПК, по рассмотрению жалоб и заявлений, в том числе по рассмотрению обоснованности требований кредиторов), либо в течение 14 дней - для тех определений, принятие которых не предусмотрено АПК.

6. Роль арбитражного суда в осуществлении процедур несостоятельности

Общие положения. Как уже отмечалось, одной из специфических особенностей рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве является то, что вынесением судебного акта, принятого по результатам судебного разбирательства, арбитражный процесс по делу о банкротстве (в отличие от искового производства) не заканчивается: "...В противоположность последнему (судебному решению. - Примеч. авт.), которое заканчивает собой исковое производство, определение о признании несостоятельности только открывает собой конкурсное производство. Здесь конкурсное производство сближается с исполнительным производством: как последнее возникает в силу судебного решения, так и конкурсное производство возникает в силу судебного определения о признании несостоятельности".

Таким образом, после принятия и объявления одного из судебных актов, перечисленных в ст. 52 Закона, заканчивается собственно рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве (производство по делу о банкротстве) и начинается второй этап арбитражного процесса по делу о банкротстве - процедура банкротства. Хотя при осуществлении процедур банкротства "тяжесть" ответственности за исход дела смещается от арбитражного суда в сторону арбитражного управляющего, тем не менее роль арбитражного суда в успешном проведении процедур остается весомой. Рассмотрим отдельные процедуры банкротства и функции арбитражного суда при их осуществлении.

Конкурсное производство. Это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство - процедура банкротства абсолютно неплатежеспособного должника, осуществляемая назначаемым арбитражным судом конкурсным управляющим под контролем арбитражного суда и кредиторов, основной целью которой является производство расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника и которая направлена на выведение должника (на время или навсегда) из экономического оборота.

Поскольку основной задачей конкурсного производства является производство расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника, эта процедура более других схожа с исполнительным производством, осуществляемым по делам искового производства. Соответственно, и роль арбитражного суда в осуществлении этой процедуры аналогична его роли при проведении исполнительного производства, т.е. носит в большой степени контрольно-надзорный характер.

Функции арбитражного суда при осуществлении конкурсного производства:

- открытие конкурсного производства происходит на основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом - судебная функция (п. 1 ст. 124 Закона);

- срок конкурсного производства устанавливается и может продлеваться на основании определения арбитражного суда - судебно-руководящая функция (п. 2 ст. 124 Закона);

- утверждение конкурсного управляющего, а также освобождение (отстранение) его от исполнения обязанностей является прерогативой арбитражного суда (ст. ст. 127, 144, 145 Закона);

- при появлении достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд может принять определение о прекращении конкурсного производства и о переходе к внешнему управлению в отношении должника - судебная и руководящая функции (ст. 146 Закона);

- арбитражный суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и решает вопрос о возможности завершения конкурсного производства - судебная и руководящая функции (ст. 149 Закона);

- арбитражный суд рассматривает жалобы кредиторов на действия (бездействие) конкурсного управляющего, а также заявления (ходатайства) кредиторов или конкурсного управляющего по вопросам, возникшим в ходе конкурсного производства, - совмещенная функция (ст. 60 Закона).

Финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти процедуры банкротства относятся к так называемым реабилитационным или реорганизационным процедурам, поскольку направлены на сохранение должника в качестве участника экономических отношений. По механизму осуществления они во многом схожи, соответственно, и роль арбитражного суда при их проведении достаточно тождественна, поэтому рассмотрим их в совокупности.

Общим для обеих процедур является следующее:

- они применяются только в отношении должника - юридического лица;

- обе процедуры вводятся на основании определения арбитражного суда при наличии в большинстве случаев соответствующего ходатайства собрания кредиторов.

Различия между обеими процедурами состоят в экономических методах восстановления платежеспособности и объеме правовых льгот.

7. Мировое соглашение

Это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Мировое соглашение, заключаемое в деле о банкротстве, имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, оно представляет собой гражданско-правовую сделку, договор, заключаемый между основными участниками процесса; с другой стороны, мировое соглашение - это процедура банкротства.

Условия заключения и утверждения мирового соглашения в деле о банкротстве:

- решение о заключении мирового соглашения принимается: со стороны должника - им самим (если должником является юридическое лицо - руководителем, внешним или конкурсным управляющим), со стороны кредиторов (только третьей очереди) - собранием кредиторов, решением, принятым большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при условии, что за заключение мирового соглашения проголосовали все кредиторы, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона);

- мировое соглашение заключается в письменной форме, подписывается со стороны должника только им самим (от имени юридического лица - руководителем, внешним или конкурсным управляющим), но не представителем, со стороны кредиторов - уполномоченным собранием кредиторов лицом (как правило, одним из кредиторов) (ст. 155 Закона);

- помимо должника и кредиторов, участниками мирового соглашения могут быть третьи лица, если они принимают на себя исполнение каких-либо обязательств должника, например путем перевода долга (п. 3 ст. 150, ст. 157 Закона);

- мировое соглашение может быть утверждено судом только при условии погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (п. 1 ст. 158 Закона);

- мировое соглашение утверждается в отдельном заседании арбитражного суда, которое проводится по правилам, установленным АПК, с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, о времени и месте судебного разбирательства (п. 4 ст. 158 Закона);

- последствием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является прекращение производства по делу (п. 1 ст. 159 Закона). При этом не подлежат исполнению ранее принятые арбитражным судом судебные акты: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о введении наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Прекращаются полномочия арбитражного управляющего.

<< НАЗАД  ||  ОГЛАВЛЕНИЕ  ||  ВПЕРЕД >>

Использованы фрагменты книги: "Арбитражный процесс: Учебник" (7-е издание, переработанное и дополненное) (отв. ред. В.В. Ярков) ("Статут", 2017)